Чилтан (перс.-тадж., «сорок человек», синоним тюрк. кырк-чилтан) — категория «святых», почитаемых в Средней Азии. Этот образ «святых» известен также народам Афганистана, Ирана и Турции.
Число «святых» этой группы должно быть обязательно 40 или 41, т. е. сорок и один их руководитель. По преданиям, возглавляет их хваджа Хызр (араб. ал-Хадир/ал-Хидр). В противоречивых народных воззрениях они предстают то в виде невидимых существ, то в виде обычных людей, нередко из числа бедных и всеми презираемых. Их называют братьями от одних и тех же родителей либо людьми, которых объединяют духовные узы. Они могут жить вечно, а могут умирать. Они обитают на небе, где у них есть свое жилище, либо живут на земле и собираются вместе на кладбищах или в отдаленных местах. В Хваризме/Хорезме Ч. живут в воде, а у местных туркмен они даже являются покровителями (пир) водной стихии. В том же Хорезме, а также у таджиков верховьев р. Зеравшан Ч. считаются покровителями кондитерского ремесла. Кроме того, они покровительствуют бракам и деторождению, помогают при родах, но с ними связывают также смерть и болезни детей. Ч. пользуются репутацией хороших строителей и, по рассказам, иногда помогают в строительных работах нуждающимся. Существуют представления об устраиваемых Ч. пирушках (чилтан-базм), в которых явно прослеживаются черты тайных оргиастических культов. Есть свидетельства, что традиционные мужские собрания (гап) у оседлых народов Средней Азии имели в прошлом отношение к образу Ч., а дом (гап-хана), где мужчины собирались, назывался Ч.-хана.
Существует ряд «святых» мест (мазар), где, по преданию, пребывают Ч., в частности Ч.-хана в Чашма-и Арзанак (около Худжанда/Ходжента, Северный Таджикистан), чилтанха-йи пак в селении Метк (Ганчинский р-н, Северный Таджикистан) и т. д. Многие места в Средней Азии так или иначе связаны с Ч. Селение Хушер (долина р. Варзоб) было основано хваджой Чилтаном, который стоял во главе 40 своих последователей. В окрестностях г. Сайрам (Южный Казахстан) есть селение Кырык-Шилтен. В Хваризме/Хорезме (г. Куня-Ургенч) есть место, где 40 мулл-праведников (по другой версии — 40 тыс.) скрылись от «неверных» под землю. В пещере около Кабула (Афганистан) есть могила 40 чилтани-и пак, погибших в битве с «неверными».
Ч. нередко наделяют эпитетом гаиб-аранг (гайб-эрен, кайып-эрен, кайберен). По преданиям кыргызов, кайберен — существа, живущие в горах и покровительствующие горным животным, — вырастили и воспитали Ч., которые стали помогать людям.
К образу Ч. типологически близок образ чилдухтарон (перс.-тадж.), или кырк-кыз (тюрк., «сорок девушек»). В разных районах Средней Азии встречается множество мазаров Чилдухтарон: в Северном Таджикистане — пещера около селения Шайдана, гора около селения Ашт, холм около г. Исфара, мазар в селении Румон около Ходжента, гора около селения Андарак, мазары в селениях Унджи и Паши в Ура-Тюбинском р-не, в Фаргане/Фергане — около г. Андижана, в г. Маргелане и т.д. Существует предание, что чилдухтарон — это девственницы, посвятившие себя Богу, которые скрылись под землю от преследований и пребывают там живыми. На этой основе позднее возникли каракалпакский эпос о женщинах-воительницах «Сорок девушек» и легенды о происхождении этнонима «кыргыз». Существуют представления о том, что Ч. — это 20 мужчин и 20 женщин. Иногда отдельно упоминаются 40 мужчин Ч. и 40 женщин-пари.
Ч. считают покровителями и наследственными духами среднеазиатских шаманок (бахши, бакши, баксы). Когда на шаманских ритуалах зажигают 40 или 41 свечу, Ч. спешат на помощь. Нередко в качестве покровителей шаманов выступают духи-пари, которых то отождествляют с Ч., то представляют их спутниками. Существуют представления об особой пище Ч. (ош-и чилтан, чилтан-оши), которую могут вкушать только женщины, и об особой «воде» Ч. (чилтан-суви), выпив которую становятся шаманами.
Перечисленные особенности народного образа Ч. никак не связаны с исламом. Однако постепенно этот образ приобрел мусульманские черты. Ч. стали представлять в виде суфиев, шайхов, каландаров, странствующих по «святым» местам. Известен случай, когда очаг в каландар-хане назывался «очагом Ч.». Иногда к числу Ч. причисляются известные аулийа’ (авлия, авлиё — «святые»), чьи могилы почитаются. В Хорезме к таковым относятся Исмамут-ата, Палван-ата, Солтан-Вайс и др. Обучение у могил Ч. стало рассматриваться как важный этап посвящения в тайны Пути. По преданию, когда «святому» Ахмаду ал-Йасави (ум. в 1166-67 г.) исполнилось 34 года, он вместе с Ч. испил вина (шараб). Став мусульманскими «святыми», Ч. в народных представлениях из молодых людей превратились в стариков, и из их среды исчезли женщины.
В современных верованиях народный образ Ч. и их книжный образ существенно отличаются друг от друга, хотя и взаимосвязаны. В суфийской литературе была разработана иерархия «святых» — риджал ал-гайб («сокровенные люди»), которые незримо управляют миром. Один из наиболее известных вариантов такой иерархии принадлежит ал-Худжвири (ум. между 1072 и 1077 гг.): во главе стоит кутб («полюс»), или ал-гаус ал-а‘зам («величайший заступник»), у него три помощника — нукаба’ («главы», «старшие»), далее следуют семь аутад («опоры»), затем — сорок абдал («заместители») и, наконец, триста ахйар («лучшие»). Есть и другие варианты, в которых общее число «святых» доходит до 500, а отдельно выделяются группы в 2, 4, 6, 8, 12, 40, 70 «святых». В более приспособленном к народным представлениям варианте эта иерархия выглядит следующим образом: главным «святым» выступает йактан (перс.-тадж., «один»), у него в помощниках и заместителях трое «святых» — сетан, далее семь — хафтан, затем сорок — Ч. и триста «святых» — гайб-аранг. В случае смерти одного из них из нижнего уровня иерархии выбирают ему замену. У каждого «святого» есть своя определенная функция, сфера ответственности и определенное местопребывание. Согласно представлениям, распространенным в Средней Азии, кутб или йактан обитают у могилы суфия Ахмада ал-Йасави (г. Туркестан, Южный Казахстан), либо у могилы Аппак-ходжи (ум. в 1694 г., г. Кашгар, Синьцзян- Уйгурский автономный район), либо у могилы Баха’ ад-дина Накшбанда (ум. в 1389 г., под Бухарой), либо в Макке/Мекке.
Помимо Ч. нередко выделяется категория «семи святых» (хафтан), которые имеют много общего с образом Ч. «Семь святых» обходят кругом весь мир и затем рассказывают кутбу о том, что они видели. Навстречу им движется некое чудовище, воплощение зла, с которым они успешно борются. Мусульманский философ Ибн ал-‘Араби (ум. в 1240 г.) считал, что земля делится на семь поясов и каждым поясом управляет один из абдалов, избранный Богом, все эти семь абдалов пребывают в Мекке. Считается, что каждый месяц в определенные дни они могут быть в той или другой определенной стороне горизонта, и поэтому знающие люди, начиная какое-либо дело или отправляясь в путешествие, стараются не обращаться лицом в ту сторону, где в данный момент должны находиться Ч., — это считается враждебным и непочтительным.
С образом «семи святых» связан, видимо, довольно широко распространенный в Средней Азии образ семи «святых» братьев — етти-огайны (тюрк, етти — «семь», огайны, ага-ини — «братья», «родственники», «друзья»). В их число иногда входит одна сестра (бывает, что она считается восьмым человеком). Обычно каждому из семи «святых» братьев соответствует определенное «святое» место. С ними порой связывают наиболее известные мазары Средней Азии: могилы Ахмада ал-Йасави (Туркестан-бува), Баха’ ад-дина Накшбанда (Бахаведдин-бува), Тахт-и Сулайман (Ош-бува), халифа ‘Али (Шахимардан-бува) и т. д. — или известные мазары какого-либо одного большого региона (в Ферганской долине, например, это Шахимардан, Тахт-и Сулайман, Джалалабад, Бобо-и об и т. д.). Часто к етти-огайны относят местных «святых», чьи мазары становятся местами обитания духов семи «святых» братьев. Например, к северу от г. Маргелана (Узбекистан) таковыми считаются мазары Кара-саккал-бува, Тол-кудук-бува, Шерали-бува, Хальфа-бува, Гайран-азизляр, Кызляр-мазар (женская святыня), Келачи. К северо-западу от ферганского г. Кува (Узбекистан) это мазары «святых» Ак-ата, Тезгер-ата, хваджи Хасана, Каранчу-ата, Каравул-ата, а также Чирмач (женская святыня), Балалик-кайрагач. В г. Канибадаме (Северный Таджикистан) есть свои семь «святых» братьев и связанные с ними «святые» места: мазары Лангар-и Бобо, Хваджа-Рушнои, Килич-Бурхониддин, Сар-и мазар, Анбар-ана (женская святыня), Так-рубоб (вар.: Так-обурд) и еще один, по поводу которого мнения расходятся. В каждом регионе существует свой порядок паломничества к семи могилам, который символизирует законченный ритуальный цикл. Впрочем, эта категория среднеазиатских «святых» пока плохо изучена. Возможно, представления о семи «святых» братьях восходят к зороастрийским представлениям о семи богах (включая одну богиню), которые управляют мирозданием.
Лит-ра: П.Позднев. Дервиши в мусульманском мире. Оренбург, 1886, 298–299, 302; М.С.Андреев. Чильтаны в среднеазиатских верованиях // Бартольду, 334–348; Г.П.Снесарев. Хорезмские легенды как источник по истории религиозных культов Средней Азии. М., 1983, 62–63; Р.Я.Рассудова. Культовые объекты Ферганы как источник по истории орошаемого земледелия // СЭ. 1985, №4, 96–104; Р.Р.Рахимов. «Мужские дома» в традиционной культуре таджиков. Л., 1990, 57–59; В.Н.Басилов. Шаманство у народов Средней Азии и Казахстана. М., 1992, 247–263.
С.Н.Абашин