ША‘БА̄Н (в Индии и Пакистане — шаб-и барат) — восьмой месяц мусульманского лунного календаря. До ислама Ш.— один из четырех (см. К. 9:36) священных месяцев, т. к. по древнеаравийскому календарю на него приходилось летнее солнцестояние. Значение Ш. в исламе обосновывается главным образом мусульманской традицией и связано с древнеаравийской религиозной практикой в дни, предшествовавшие солнцестоянию и следующие за ним. По-видимому, в эти дни, воспринимавшиеся как завершение и начало нового годового цикла, — время поминовения усопших у многих народов, практиковались искупительные ритуалы, в частности пост, который заимствовал и ислам.
В средневековом исламе, однако, по поводу допустимости особых актов благочестия в Ш. шла острая полемика, аналогичная спорам вокруг религиозной практики в месяц раджаб. Существовало мнение, также подкрепляемое хадисами, что это — бид‘а («предосудительное новшество»). Тем не менее практика дополнительного поста (и других богоугодных дел) в Ш. широко распространилась, а 15-е число Ш., особо почитавшееся и в доисламской Аравии, стало в исламе одним из наиболее популярных народных праздников — лайлат ал-бара’а («ночь создания», обычно поясняют как «ночь освобождения», т. е. прощения грехов), который, как и лайлат ал-кадр, сохранил признаки древнего новогоднего торжества.
По народным мусульманским верованиям, в ночь с 14 на 15 Ш. происходит сотрясение дерева жизни, на листьях которого записаны имена всех живущих. Считается, что люди, листья с именами которых упадут, умрут в течение года. В эту ночь Аллах опускается на «нижайшее небо», чтобы в ответ на молитву простить верующим их грехи. В лайлат ал-бара’а принято читать суру Йа син. Особые молитвы возносятся за умерших и во искупление грехов. В Индии и Пакистане раздают еду нищим, лакомятся сладостями, устраивают иллюминацию.
Период с 13 по 15 Ш. называется «белыми ночами (днями)», в ряде стран в эти дни практикуется пост.
Третий день месяца Ш. считается днем рождения внука Пророка ал-Хусайна, пятый— называется как одна из возможных дат рождения другого внука — ал-Хасана. Считается, что 15 Ш.—день перемены киблы от Иерусалима к Мекке. Значение Ш. в исламе подчеркивается устойчивым добавлением к названию месяца эпитета ал-му‘аззам — «почитаемый».
Лит-ра: Бируни. Памятники, 368, 378—379; Лэйн. Нравы, 367— 368; Grünebaum. Festivals, 52—54; Kister. Studies, XII; G. Narducci Notte di mezzo Sha‘ban. — La Rivista d‘Oriente. [Б. м.], 1933, № 2—3; Wensinck. New-Year, 6—11; он же. Sha‘ban.—ShEI, 508.
Е.А.Резван