ШАЙА̄Т̣ӢН (мн. Ч. от шайт̣ан) — шайтаны, категория злых духов, враждебных Аллаху и людям, обреченных вместе со своим господином— Иблисом аш-Шайтаном на адские муки после Дня суда. Ш.— главное орудие Иблиса для совращения людей, они отвлекают их от благочестивых дел и подбивают на греховные поступки. Сотворены из огня или дыма, могут порождаться Иблисом. Могут иметь имена и принимать различные внешние формы. Живут группами в разных странах, особенно славятся своим могуществом Ш. Индии и Сирии. К Ш., как и к аш-Шайтану, прилагается эпитет раджим (см. К. 15:17). Согласно преданиям, Ш. побуждали к грехам и ошибкам многих персонажей священной истории, например Йусуфа. Часть Ш. подчинилась Сулайману, но затем вернулась к неблагочестивым делам. Ш. мешают людям молиться, заставляют забывать о боге, учат их волшебству и магии, часто придают их греховным стремлениям и делам внешний вид благих дел.
Принято считать, что у каждого человека есть свой шайтан, как и свой ангел. Они оба ведут борьбу за сердце человека. Ш. используют его плотские стремления, желания удовольствий, гнев, злобу, зависть и т. д. для того, чтобы сбить его с пути Аллаха, иногда человек этого и не замечает. Следующие уговорам Ш. в конце концов попадают в ад, т. к. Ш. бессильны перед Аллахом. Чтобы отогнать Ш., достаточно призвать на помощь Аллаха, произнеся формулу: а‘узу би-ллахи мин аш-шайтан ар-рад жим—или айаты Корана (например, 2:268/271). И до ислама, и в мусульманское средневековье считалось, что Ш. вдохновляли поэтов. Мусульманские богословы обсуждали вопрос о связи Ш. с джиннами. Согласно наиболее распространенной точке зрения, Ш.— это самая строптивая и неверующая часть джиннов. Согласно другой— это особая категория существ, изначально обреченных на неверие и наказание в аду, тогда как часть джиннов может уверовать в Аллаха и тем самым спастись. В Коране и в богословских сочинениях аш-Шайтан (Иблис) и Ш. часто взаимозаменяются, т. к. Ш. являются исполнителями воли и приказов Иблиса. Такое смешение, видимо, отражает еще и слияние в мусульманских Ш. двух демонических образов. С одной стороны, это сверхъестественные существа, хорошо известные доисламским арабам и считавшиеся посредниками в общении с потусторонним миром прорицателей (кахин) и поэтов (ша‘ир). Возможно, что они связаны со старинным арабским значением слова шайтан—«змея», употреблявшегося часто и как имя человека, и как название кровнородственной группы. С другой стороны, это иудео-христианский образ дьявола-сатаны и его воинства, также известный в доисламской Аравии и воспринятый Кораном для объяснения зла и неверия в мире.
Лит-ра: ат-Табари. Та’рих, 1, 78—119; он же. Тафсир, 14, 11; ал-Газали. Ихйа’, 3, 25—41; Ибн ал-Джаузи. Талбис, 23—39; Лисан ал-‘араб, 17, 104—106; Тадж ал-‘арус, 9, 253—254; Horovitz. Untersuchungen, 87; Eichler. Die Dschinn; Gaudefroy-Demombynes. Mahomet, 315—320; Beltz. Sehnsucht, 156—163.
M. Б. Пиотровский