ШАЙХ̮ ал-ИСЛА̄М — шейх-уль-ислам, «старейшина ислама». Как почетный титул спорадически употреблялся начиная с X в. по отношению к тому или иному факиху или суфию. После XIII в. титул встречается более регулярно: при мамлюкских султанах в Египте и Сирии на него притязали авторитетные муфтии; подобное употребление этого титула к суннитским и шиитским муфтиям продолжалось в Турции до XVIII в., а в Средней Азии, Крыму, Поволжье и на Кавказе —по XX в. В Иране Ш. ал-И.— председатель шари‘атского суда, состоявшего из мулл и муджтахидов и действовавшего в каждом крупном селении.
Известность этого титула связана с его применением к муфтию Константинополя, должность которого со временем приобрела небывалое религиозно-политическое значение. Рост влияния столичного муфтия в Османской империи начинается в XVI в. при султанах Селиме I (1512—1520) и Сулеймане I Кануни (1520—1566) и связана с деятельностью знаменитых муфтиев Зембилли ‘Али Джемали Эфенди (1501 —1525) и Абуссу‘уда (1545—1574). Постепенно Ш. ал-И. стал не только высшим религиозным авторитетом и главой ‘улама’, но и вторым по рангу сановником в государстве, играл важную роль в придворном церемониале, при похоронах султана, принятии присяги у его преемника и торжественном посажении его на трон. Основная функция Ш. ал-И. состояла в том, чтобы давать фатву, которой он освящал решения султана по политическим и социальным вопросам. От его рекомендации зависело замещение высших судебных должностей. По мере модернизации и секуляризации системы управления Османской империи с конца XVIII в. статус и влияние Ш; ал-И. падали, хотя он возглавлял отдельное ведомство и входил в совет министров. Должность Ш. ал-И. была упразднена в ходе образования турецкой республики в начале 20-х годов.
Лит-ра: Бартольд. Соч., 6, 316; J. H. Kramers. Shaikh al-Islam.— EI, 4, 296—299.
А.Б.Xалидов