(ША̄ХИД)—свидетель. Участие Ш. в судебном процессе— важная часть традиционного судопроизводства. Ш. может быть приглашен на суд каждой из сторон и не может быть отведен противной стороной без объяснений. Его нельзя принудить к даче показаний, но отказ от дачи показаний без причины расценивается как серьезное нарушение религиозной обязанности (ал-фард). В качестве Ш. может быть приглашен всякий правоспособный человек независимо от социального положения и религиозной принадлежности. Однако иноверец может свидетельствовать только о том, что не связано с вопросами веры, а зависимый не может свидетельствовать в 296 делах своего господина, покровителя или старшего родственника. Для удостоверения истины достаточно свидетельства двух Ш.— свободных мужчин. К свидетельству мужчины приравнивается свидетельство двух женщин или двух невольниц. Только при удостоверении рождения ребенка достаточно свидетельства одной невольницы, Ш., уличенный в лжесвидетельстве, наказывается как за уголовное преступление, а его свидетельства впредь не принимаются.
В общественной жизни III.—лицо, берущее на себя обязанность удостоверять своим словом различные явления общественного и делового характера. Он может быть доверенным в делах сограждан и приезжих, выступать поручителем за них, давать рекомендации для ведения дел на стороне, по поручению кади удостоверять сделки неполноправных людей (несовершеннолетних, зависимых, находящихся под опекой, иностранцев, иноверцев, нечестивцев), присутствовать при разделе имущества, при наказаниях и т. д. Первоначально Ш. мог быть любой человек, пользовавшийся доверием окружающих и бравшийся за это. Но с IX—X вв. к Ш. стали предъявляться особые требования: по мнению одних, Ш. должен был обладать теми же качествами, что и кади, другие же считали, что прежде всего важны его личные достоинства, недостатки же принимаются во внимание в каждом отдельном случае, как и при свидетельстве на суде, когда, например, слепой не может утверждать, что он что-либо видел, а неграмотный — что он что-то прочел. Но все сходилось на том, что Ш. должны быть люди с твердым общественным положением. С того же времени списки Ш. стали составляться и утверждаться властями, а принадлежность к III. стала расцениваться как признак высокого социального положения.
В настоящее время с развитием профессионального нотариального дела и различных форм взаимных гарантий Ш. утрачивают свое значение.
Лит-ра: ал-Маварди. Ал-Ахкам, 108—128; Мец. Ренессанс, 189— 190; Лэйн. Нравы, 125—128; Туаn. Histoire, 1, 361—372; Schacht. Introduction, 193; W.Heffening. Shāhid.— EI, 4, 281.
А.C.Боголюбов