ШАХӢД (мн. ч. шухада̄’) — 1. «Пожертвовавший собой за веру, погибший мученической смертью».
Согласно хадисам, Ш. утверждает свою веру смертью в войне против неверных. Ему гарантирован рай, куда он попадает, минуя испытания в могиле и в мусульманском чистилище (ал-барзах); поэтому он не нуждается в омовении перед погребением. Ш. прощаются все земные грехи, в раю он получит высокое положение, вблизи трона Аллаха.
С течением времени шухада’ стали считаться все умершие насильственной смертью (убитые человеком, животным, погибшие во время стихийных бедствий, эпидемий, утонувшие, отравленные, скончавшиеся во время хаджжа и т. д.).
Прославление гибели за веру, обещанное Ш. приближение к богу вызывало и вызывает, особенно среди шиитов, стремление удостоиться этой чести. Нередко «правоверные» богословы были вынуждены сдерживать такое стремление, приравнивая в ряде случаев намеренную гибель к осуждаемому исламом самоубийству. Однако в условиях современного Ирана, например в период войны с Ираком, смерть за веру (шахада, шахадат) всячески поощряется, что позволяет достичь относительных военных успехов ценой огромных человеческих жертв (причем извещение родственников погибших сопровождается не соболезнованиями, а поздравлениями). Шиитское духовенство постоянно проводит параллели между современными событиями и относящимися к началу ислама, особенно связанными с гибелью «шаха шахидов» имама ал-Хусайна. Один из самых популярных лозунгов шиитов гласит: «Весь мир— Кербела, круглый год —‘ашура’». У шиитов имеется обширная литература о мучениях ал-Хусайна, его родных и сподвижников, а также о других III., прежде всего о погибших имамах, которым придается ореол святости и могилы которых (машхад, имамзада) окружены почитанием.
Современные теоретики шиизма утверждают, что шиитская община живет в состоянии постоянной шахады; чтя и поминая Ш., она готовит новых и тем самым передает шахаду будущим поколениям. По современному определению, Ш.—тот, кто познал и принял ислам, признал и свидетельствует истинность единого бога, верит в потусторонний мир и вечность, в связи с чем легко освобождается от земных привязанностей, не боится смерти и участием в джихаде принимает шахаду.
Лит-ра: ‘Али Шари‘ати. Ши‘а. Тегеран, 1979; Махмуд Таликани. Джихад ва шахадат. Ба инзимам-и «Инкилаб-и ислами-йи Иран». [Б. м., 6. г.]; A. J. Wensinck. The Oriental doctrine of the martyrs. Amsterdam, 1921 (Mededelingen Akademie Amsterdam. 53, Ser. A, № 6); W. Heffening. Shahid.—EI, 4, 279—280.
В.В.Кушев