Шахимардан (Шах-и мардан, Шох-и мардон, перс.-тадж., «Предводитель витязей») — «святое» место (мазор, араб. мазар) на юге Ферганской долины, в одном из ущелий Алайского хребта на высоте 1540–1570 м, местонахождение мифической могилы хазрат ‘Али — четвертого «праведного» халифа ‘Али б. Аби Талиба (ум. от ранения в 661 г.). По местным преданиям, Ш. — одно из семи имен, или почетных прозвищ, ‘Али. Рядом с мазаром — селение Шахимардан (Ферганская область Республики Узбекистан), которое было его вахим (от араб. вакф). В окрестностях этого селения — еще несколько самостоятельных «святых» мест, которые образуют один большой «святой» заповедник, связанный с ‘Али. Выше мазара — «голубое» озеро Курбан-куль («озеро жертвы»), где верующие приносят жертву по мусульманским праздникам.
Средневековые письменные источники ничего не сообщают о Ш. Видимо, он получил известность примерно в XVII–XVIII вв., став одним из самых почитаемых «святых» мест Ферганской долины. В XIX в. Ш. — одно из главных мест паломничества правителей и знати Кокандского ханства.
В 20-е гг. шайхи Ш. были настроены против советской власти. В 1929 г. в Ш. был убит известный революционный писатель и общественный деятель Хамза Хаким-заде Ниязи. После этого шайхи Ш. были осуждены, а селение вокруг «святого» места получило название Хамзаабад. Гробница была разрушена в 50-е гг., а на ее месте построен памятный комплекс с могилой Хамзы. Тем не менее бывшее место «захоронения» четвертого халифа осталось объектом паломничества для населения как Ферганской долины, так и других областей Средней Азии. Местность в окрестностях Ш. официально превратилась в курортную зону отдыха. В 90-е гг. селению было возвращено название Шахимардан.
В Средней Азии есть еще несколько мест с легендарными усыпальницами ‘Али. Таковыми считаются, например, мазар Шохимардон в окрестностях г. Хивы (Хваризм/Хорезм), мазар Йигит-пирим (тюрк.-узб., «Предводитель витязей») в Сохе (Ферганская долина), мазар Шахимардан в селении Газган в окрестностях г. Нур-ата (Узбекистан). К этому надо добавить «могилу» ‘Али в городе Мазар-и Шериф (совр. Северный Афганистан). В некоторых районах «могилами ‘Али» называют и другие, менее известные «святые» места.
Кроме могил ‘Али в Средней Азии, и в частности в Ферганской долине, существует большое количество других мазаров, связанных с именем четвертого халифа. В народе очень популярно предание о том, что именно хазрат ‘Али завоевал Среднюю Азию, освободил ее от «неверных» и здесь погиб в бою с ними. Существует популярный рассказ на эту тему, который имеет явные параллели с мифом о подвигах Геракла. В рассказе ‘Али под вымышленным именем Кашамшам попадает в рабство в город неверных — Шаари Бардар (Барбари). ‘Али выполняет приказы местного царя: убивает змею-дракона (адждархо), останавливает воду (вар.: изменяет русло реки). В ответ на пожелание поймать богатыря ‘Али «святой» открывает себя, убивает царя и обращает местное население в ислам. Места, где ‘Али якобы останавливался, молился или совершал какие-то подвиги, стали «святыми». Такие мазары считаются «местами следа ноги» (кадам-джой). В одних местах это следы от меча ‘Али, который имел название Зу-л-Факар (например, мазар Кескан-таш в селении Гава Наманганской области). В других ‘Али ударял о землю своим посохом, после чего там забили родники (перс.-тадж. чашма; тюрк.-узб. булак) и выросли большие деревья. Таковы, например, мазар Хауз-и Морон в г. Ура-Тюбе и мазар Чашма-йи Арзанак (Ленинабадская область), мазар Султан-Вайс в селении Балыклы (Наманганская область), мазар Ахтам-сахоба в г. Той-Тюбе (Ташкентская область). Где-то ‘Али молился и оставил отпечатки своих рук — панджа (перс.-тадж., «пять», «пятерня»). Такие места в большом количестве известны по всей Средней Азии — в каждой области, в каждом районе местные жители могут назвать несколько мазаров, где остались следы пребывания ‘Али. «Святыми» считаются также следы коня ‘Али — Дульдуль (араб. Дул-дул): мазары с таким названием существуют в Хорезме, в Ферганской долине, в Ташкентской области.
Известно, что ‘Али б. Аби Талиб не был в Средней Азии. Местные служители культа, чтобы примирить легендарные сказания с реальными фактами, дают разные объяснения того, как могила ‘Али оказалась в Средней Азии. Согласно одному из них, когда ‘Али погиб, то разные группы его сторонников претендовали на то, чтобы погребение его тела состоялось у них. Когда пришедшие на похороны открыли свои ящики (тобут), оказалось, что в каждом из них лежит тело ‘Али. Отсюда — 7 (по другой версии — 11) мест его захоронения. Согласно другой легенде, тело ‘Али было взято небесным верблюдом, который потом вместе с ним исчез, но сохранилось некое свидетельство, что могила ‘Али должна находиться при слиянии двух рек — «белой» (тюрк.-узб. ок-сув), которая образуется от таяния снежных вершин, и «черной» (тюрк.-узб. кара-сув), которая выходит из-под земли. Одно из таких благословенных мест было у мазара Ш. Некоторые местные жители утверждают, что в гробнице пребывает дух (рух) ‘Али, а не его бренное тело.
Кроме культа ‘Али в Средней Азии существовал культ его ближайших родственников. Так, в регионе известно множество мест, связанных с именем Фатимы (ум. в 633 г.) — дочери Пророка и жены ‘Али (мазар в окрестностях г. Шахрисабз и т. д.). По преданию, Пророк дал в приданое Фатиме соль, поэтому соляные источники считаются вакфом Фатимы и там нередко находятся ее мазары (например, у соляного озера Оксукон в Аштском районе Таджикистана). Существуют многочисленные «святые» места, связанные с именами ал-Хасана (ум. в 669 г.) и ал- Хусайна (уб. в 680 г.) — сыновей ‘Али от Фатимы (например, мазары в окрестностях г. Нур-ата, в окрестностях г. Байрам-Али и т. д.). Очень популярно в Средней Азии имя другого известного сына ‘Али — Мухаммада б. ал-Ханафии (ум. в 700 г.) (например, мазар Таш-ата в Ошской области, мазары в окрестностях городов Нур-ата, Сузак, Байрам-Али и т. д.). В регионе распространены истории о борьбе ‘Али со своим сыном Мухаммадом б. ал-Ханафией, которая закончилась, по разным версиям, примирением, победой отца или сына, исчезновением сына в пещере. Известны также мазары, связанные с именами внуков и правнуков ‘Али (например, мазары Зайн ал-‘абидина — в Наманганской области и в г. Шаартуз Хатлонской области, мазары Джа‘фара ас-Садика — в окрестностях г. Байрам-Али, в Кулябской области, в Синьцзяне). Эти мазары часто рассматриваются как места захоронения мусульманских «святых», хотя никто из них в Средней Азии не был. В регионе популярен также культ конюха ‘Али — Камбара (маула Канбар), который в народных представлениях стал покровителем (пир) коневодства. Мазары, связанные с его именем, существуют во всех областях Средней Азии (например, в окрестностях г. Байрам-Али, в селениях Пойтук Андижанской области и Файзабад Ферганской области).
Популярность ‘Али в Средней Азии — результат влияния разных ветвей шиитского направления в исламе (кайсаниты, абумуслимиты, исма‘илиты и др.), действовавших в Средней Азии в раннее средневековье. Шиитский ислам в форме исма‘илизма до сих пор господствует на Памире среди местных народностей, говорящих на восточноиранских языках. Значительную роль в пропаганде культа ‘Али сыграл суфизм, в котором четвертому халифу и его потомкам отводилась особая роль носителей эзотерических знаний и духовной святости. При этом культ ‘Али в Средней Азии впитал в себя многие доисламские представления народов этого региона. Возможно, более позднее поклонение ‘Али наложилось на культ некоего местного божества, выполнявшего роль «культурного героя», освободителя от злых сил и распространителя знаний. Так, образ ‘Али близок к образу древнеиранского героя Рустама.
Все «священные» места, ныне связанные с именем ‘Али и именами его родственников, как правило, возникли задолго до появления в Средней Азии ислама. Их расположение и характер почитания указывают на то, что эти места когда-то относились к культу природы. Сам ферганский мазар Ш. находится в месте, где образуется речка Шахимардан-сай, из которой отведены многочисленные каналы, орошающие большую территорию, тяготеющую к древнему ферганскому городу Маргелан (Маргинан). До сих пор ежегодно, перед началом весеннего паводка, жители многих окрестных селений приезжают к мазару, чтобы устроить жертвенное угощение (худойи) с молитвой о будущем урожае.
Лит-ра: А.Н. Куропаткин. Кашгария. СПб., 1879, 303, примем. 1; Ф.Жуков. Верхнее течение Аму Дарьи // ТВ. 21, 27.05.1880; А.П.Федченко. Путешествие в Туркестан. М., 1950, 310–311, 318–319, 323–325; Сухарева. Ислам, 25–34; Снесарев. Хорезмские легенды, 52–66; Р.Я.Рассудова. Культовые объекты Ферганы как источник по истории орошаемого земледелия // СЭ. 1985, № 4, 96–97.
С.Н.Абашин