Шевлан (народная форма Шевлан-джан; джан — «душа», «дорогой», «любимый») — туркменское святилище, пример «копии» «святого» места, связанного с именем одного из известных средневековых мистиков. Находится в 11 км восточнее районного центра Гаррыгала, у подножия горы Сюнт. В 50-60-е гг. святилище Ш. представляло собой небольшую купольную гробницу-мавзолей из дикого горного камня на каменистом мысе. Внутри гробницы имелось укрытое несколькими слоями ткани надгробие и лежали дары паломников — деньги и сладости. В 50 м от него на расчищенной площадке стоял домик для паломников. Рядом из-под горы вытекал ручей, орошавший небольшой сад, посаженный смотрителями (мюджевюр), и несколько огромных старых чинаров. Ветки чинаров, а также находящейся в 200 м выше по склону священной арчи (можжевельника) были увешаны вотивными тряпочками, игрушечными луками (просьба о сыне-наследнике) и детской одеждой (просьба о выздоровлении больного ребенка). Тут же на протянутых веревках сушились шкуры жертвенных животных. На двух более молодых чинарах — таблички с именами смотрителей, посадивших эти деревья в 1925 и 1927 гг. Позднее, в 70-х гг., был выстроен еще один, более крупный гостевой дом. В конце 1981 г., в период санкционированной ЦК КПТ очередной кампании по борьбе с религиозными пережитками, старый домик был снесен, а с чинаров сорваны все вотивные предметы. В новом домике стали проводить слеты старшеклассников во время зимних каникул. В 90-е гг., после обретения Туркменистаном независимости, на Ш. развернулось бурное строительство. К нему провели широкую дорогу, была благоустроена гробница, выстроены новые, просторные дома для паломников и для смотрителя, а также летняя столовая с навесом.
Точное время возникновения святилища определить трудно, но вряд ли оно выходит за рамки XIX в. Во всяком случае, в самом начале XX в. это «святое» место существовало — в 1905 г. здесь появились в качестве новых смотрителей прибывшие из Хорезма Ходжанияз и Аманнияз, двое братьев-хваджей, с одним из которых автор имел беседу в 1958 г. Сама же гробница была возведена в конце 40-х–50-х гг. группой энтузиастов-верующих из Гаррыгалы. Однако следует сказать, что погребение здесь условное. Ш. — несколько измененная форма имени известного багдадского суфия аш-Шибли (в местной традиции — Шибли Хорасани), которого в своих стихах упоминает (среди других суфийских «святых») классик туркменской литературы Махтум-кули (XVIII в.), обращаясь к нему за благословением и помощью. Аш-Шибли (861–946) похоронен в Багдаде, его могила сохранилась и почитается по сей день. Использование имени популярного «святого» для создания нового святилища — обычная практика на мусульманском Востоке, в том числе и в Туркменистане. Была создана соответствующая легенда, что Ш. — странствующий суфий, сделавший здесь последнюю остановку. В ней говорится, что почерневшие склоны горы Сюнт — результат горестного вздоха остановившегося здесь Ш., который долгие годы искал Бога, но так и не смог его найти. С уст Ш. сорвалось пламя и опалило окрестности (в действительности это лишайники темного цвета).
«Святое» место Ш. считается наиболее популярным и посещаемым в Гаррыгалинском р-не. Бывают на нем и приезжающие сюда к родственникам жители соседнего Кизыларватского района, а также городов Небит-Даг и Ашхабад.
Лит-ра: Демидов. Легенды, 123–125.
С.М.Демидов