ШИРК—придание Аллаху сотоварища, многобожие. Мусульманская концепция бога последовательно монотеистична. Поклонение другим божествам помимо Аллаха, а также предметам и людям рассматривается как тяжелейший грех (кабира), неверие (куфр). В поздних сурах Корана нашел — отражение процесс эволюции раннемусульманских представлений о Ш., приведший к решительному осуждению его (см. 2:221/220; 6:108; 10:28/29; 9:3 и др.). Традиционно многобожниками объявлялись представители других религий, а также философы (фаласифа), «дуалисты», «безбожники» (мулхидун). Категория Ш., хотя и имела общепринятые определения, вызвала многочисленные толкования, которые явились причиной широкого использования ее в религиозной полемике и открытой политической борьбе внутри самой мусульманской общины. Сунниты считали многобожниками шиитов. Наиболее часто обвинения в Ш. звучали во время незатухавших дискуссий о «божественных атрибутах» (ас-сифат). В первой половине IX в. му‘тазилиты объявили многобожниками традиционалистов. Те, в свою очередь, выдвинули подобные обвинения в адрес му‘тазилитов. И те и другие обвиняли в Ш. антропоморфистов (ал-мушаббиха). Дискуссии о Ш. затронули не только область догматики и права. Ш. искали в нормах поведения, морали. Ал-Газали утверждал, что поклонение Аллаху, преследующее корыстные цели, также является Ш. Ханбалиты, уделявшие большое внимание проблеме Ш. в повседневной жизни, осуждали приветствие людей вставанием, преувеличенное восхваление духовных авторитетов прошлого и настоящего, поклонение могилам. Именно ханбалитским богословам принадлежит разработка одной из наиболее стройных теорий Ш., которая была принята в новое время ваххабитами. Согласно ей, существует пять видов Ш.: 1) Ш. ал-‘илм— признание за всеми пророками, а также «святыми», предсказателями, астрологами «сокровенного знания» (‘илм ал-гайб); 2) Ш. ат-тасарруф — признание за кем бы то ни было посреднической миссии, которой Мухаммад будет наделен в День воскресения; 3) Ш. ал-‘ибада—поклонение кому- или чему-либо помимо Аллаха (в первую очередь могилам, камням); 4) Ш. ал-‘ада—вера в предрассудки и «дурные» обычаи (вера в плохие и хорошие дни, предзнаменования, ношение без нужды амулетов); 5) Ш. фи-л-адаб —произнесение клятв именем Мухаммада, ‘Али, других авторитетов мусульманской общины.
Особое толкование Ш. нашел в представлениях суфиев, которые считали Ш. любое препятствие на пути «предания себя» Аллаху (ихлас). Ученик Ибн ‘Араби, ат-Тилимсани, считавший проповедь единобожия истинной лишь в устах суфия, объявил Ш. Коран.
Категория Ш. находит применение в практике современной политической борьбы.
Лит-ра: Hughes. Dictionary, 579—580; W. Bjorkman. Shirk. — EI, 4, 408—410.
Д.В.Ермаков