ал-Марджани, Шихаб ад-дин Харун б. Баха’ ад-дин б. Субхан б. ‘Абд ал-Карим, известный в русскоязычной литературе как Шигабуддин Марджани (1818-1889), — видный татарский правовед, богослов и историк, «властитель дум» российских мусульман XIX в. Родился в селении (авыл) Ябынчи (близ селения Марджан). Многие его предки, в том числе отец и оба деда, были имамами сельских мечетей и мударрисами — преподавателями мадрасы. Начальное образование получил в семье и в мадрасе своего отца (селение Ташкичу), изучал арабскую грамматику, Коран, фикх, догматику, калам, логику. С 17 лет ему поручали преподавать в той же мадрасе, и он проявил инициативу, начав вырабатывать свой метод устного обучения на родном языке, даже написал небольшой учебник (не сохранился).
В 1838 г. ал-М. отправился в Бухару, где усердно учил те же предметы, зачастую повторно прорабатывая знакомые ему учебные пособия. Вскоре он стал выражать недовольство программами и методами преподавания в бухарских мадрасах (в частности, в написанном им тогда И‘лам абна’ ад-дахр би-ах- вал ахл Мавара’аннахр — «Оповещение современников о положении жителей Мавараннахра»). Ал.-М. сосредоточился на самообразовании, используя благоприятные возможности, которые предоставляла Бухара с ее богатейшими библиотеками и книжным рынком; он искал рукописные книги в частных и общедоступных библиотеках, делал из них множество выписок, по возможности копировал их целиком или покупал. Спустя пять лет ал-М. перебрался в Самарканд и поступил в мадрасу Ширдар. Наиболее значимым для него оказалось общение с кади Абу Са‘идом б. ‘Абд ал-Хаййем, который щедро давал ему пользоваться своей библиотекой и поощрял, в частности, его усиленный интерес к историко-биографическим трудам. Год спустя ал-М. возвратился в Бухару, где еще настойчивее штудировал богословско-правовую литературу, как и прежде зарабатывая на жизнь перепиской книг и частными уроками, которые он давал преимущественно ученикам из татар, узбеков и туркмен. За 11 лет пребывания в Бухаре и Самарканде ал-М. значительно превзошел уровень обычной образованности выпускников мадрасы, не ограничился популярными в этой среде сочинениями поздних комментаторов и самостоятельно проработал труды таких выдающихся представителей арабо-мусульманской науки и литературы, как Ибн Сина, ас-Суйути, Ибн Халликан, Хаджжи Халифа, аш-Шахрастани, Ибн Хазм, ал-Газали, Ибн Халдун, ал-Байдави, ад-Даввани и др., собрал материалы для своих будущих книг и написал несколько трактатов (комментарий на предисловие к «аш-Шамсийа» ал-Катиби по логике, Би-т-тарикат ал-мусла ва-л-‘акидат ал-хусна — «По образцовому пути и прекрасному убеждению», по основам ислама и т.д.).
Вести о необыкновенной учености молодого ал-М. дошли и до его родины. По возвращении ему сразу предложили занять освободившееся тогда престижное место имама мечети и мударриса мадрасы при ней в Первой махалле г. Казани. При всеобщем одобрении он прошел положенные испытания и с энтузиазмом принялся за службу в 1850 г. Однако вскоре начались трения, недоразумения и конфликты, иногда по пустячным поводам, по сути за этим стояли и столкновения характеров, и принципиальные расхождения. Обе должности он занимал до конца жизни, но дважды (в 1854 и 1874 гг.) его временно отстраняли.
Как имам он был уважаем. С 1860 г. на него была возложена почетная обязанность надзирать за полнотой и безукоризненной точностью текста казанских изданий Корана. Эту обязанность он выполнял с перерывами свыше двух десятилетий. В 1862 г. ал-М. считался достойным стать муфтием российских мусульман, но его кандидатура была отвергнута К.П.Победоносцевым. В 1867 г. ал-М. получил звания ахуна и мухтасиба. В 1880 г. он совершил хаджж, посетил по пути Одессу, Стамбул, Каир и Суэц, встречался с видными мусульманскими учеными и политическими деятелями (описание путешествия опубликовано посмертно).
Преподавательская работа ал-М. в Казани была, кажется, не очень успешной. Традиционные методы обучения его не устраивали, он поддерживал идеи своего ученика Хусайна Файзханова по реформированию мусульманской татарской школы; уступив просьбе инспектора В.В.Радлова, он согласился преподавать исламское вероучение в русской Учительской школе (187б—1884) вопреки нареканиям казанских мусульман. Однако на практике он лишь слегка изменил обычную программу своей Мадраса-и Галийа, даже после того как стал ее независимым главой (с 1871 г.). Правда, особо старательным и одаренным ученикам он давал дополнительные уроки, снабжал их книгами. Число его учеников из разных краев Туркистана и России было значительным, его биограф Ш.Шараф приводит сведения о 33, получивших наибольшую известность. Сам ал-М. считал, что ему не повезло с достойными учениками, хотя впоследствии целое поколение «обновленцев»-джадидистов конца XIX— начала XX в. почитало его как великого учителя.
Эрудиция и творческий потенциал ал-М. более всего нашли выход в его книгах. В 1870 г. он выпустил полемический трактат Назурат ал-хакк фи фардийат ал-‘иша’ ва- ’ин лам йагиб аш-шафак («Рассмотрение истины об обязательности молитвы ал-‘иша’, если вечерняя заря и не исчезла»), который вызвал большой резонанс, хотя был посвящен частному вопросу ритуала: можно ли опускать, не исполнять вечернюю молитву в самые короткие ночи. Вопрос обсуждался издавна, с самого появления ислама в Булгаре, но ал-М. придал ему принципиальный характер, настойчиво проводя мысль о том, что изменения продолжительности дня и ночи в северных широтах не могут поколебать установления ислама о пяти обязательных молитвах в сутки. Он подробно и тщательно аргументирует этот тезис, подкрепляет его ссылками на Коран, хадисы, книги по фикху и практику наиболее уважаемых мусульман. Вслед за земляком ‘Абд ан-Насиром ал-Курсави, защите доброго имени которого он посвятил отдельный трактат (не издан), ал-М. возражает против положения о давнем «закрытии дверей иджтихада»; более того, он отстаивает идею открытости, доступности иджтихада всякому мыслящему и деятельному мусульманину. Ислам начального периода, полный энергии и достижений религиозной мысли и науки, ал-М. сравнивает с исламом более поздних веков, вялым и застойным, и видит причину порчи в деятельности мутакаллимов и всяких «философствующих» (мутафалсифа). Попутно он обрушивает критику на современных ему авторитетов и их недавних предшественников (они, мукаллиды, слепо повторяют «слабые высказывания, взятые из никчемных сочинений, написанных невеждами», тогда как таклиду подлежат лишь Коран, сунна Мухаммада и иджтихад великих факихов, и т.п.). Ал-М. подвергался осуждению и нападкам в доносах и анонимных публикациях, на что отвечал новыми книгами (Хакк ал-ма‘рифа ва-хусн ал-идрак — «Истинное познание и лучшее постижение», 1880, и ал- Барк ал-вамид фи радд… — «Сверкающая молния в ответ…», 1888), в которых резкая полемика сочеталась с позитивным изложением и обоснованием исламского вероучения. Свои взгляды по догматико-богословским и правовым вопросам он изложил также в комментариях (ал-Хикма ал-балига, 1888) на трактат ат-Тафтазани и на ханафитское руководство по фикху (Хизамат ал-хаваши, 1889). Вызванная трудами ал-М. полемика отозвалась также в османской Турции, Египте, Индии и способствовала пробуждению российских мусульман.
Областью знания, в которой ал-М. оставил наиболее глубокий след, была историография. Еще в Бухаре он почерпнул данные арабских и персидских источников о тюркской династии Караханидов (Гирфат ал- хавакин ли-‘ирфат ал-хавакин — «Несколько горстей знания о хаканах», Казань, 1864) и начал собирать биографии выдающихся мусульманских деятелей. Обширный свод жизнеописаний Вафийат ал-аслаф ва-тахий-ат ал-ахлаф («Достаточное о предках и приветствие потомкам») он так и не успел закончить, до сих пор 6 томов этого сочинения остаются в рукописи. Но ал-М. написал к нему «Введение» (Мукаддима, издана в 1883 г.), по всей видимости, взяв за образец «ал-Мукаддиму» Ибн Халдуна и «Кашф аз-зунун» Хаджжи Халифы; оно содержит историю раннего ислама вместе с сирой пророка Мухаммада и полный обзор наук, получивших развитие в мусульманском мире. В нем нашла воплощение поистине громадная эрудиция автора; написанное, как и почти все книги ал-М., на арабском языке, оно не встретило должной оценки в свое время.
Самое известное историческое сочинение ал-М. написано на старотатарском языке и охватывает материалы по истории Булгара и Казани, а также исторически связанных с ними соседних регионов. Это — Мустафад ал-ахбар фи ах вал Казан ва-Булгар («Полезные сведения о Казани и Булгаре», ч. 1-2, издано в 1303/1885-86 г., переиздано в 1897— 1900 гг., репринт: Анкара, 1997), которое еще в процессе написания вызывало интерес русских востоковедов. Часть материалов ал- М. представил в 1877 г. IV Всероссийскому съезду археологов в Казани, доклад зачитал по-русски В.В.Радлов (издан в 1878 г. под названием Гилалат аз-заман фи та’рих Булгар ва-Казан и в «Трудах» съезда, т. 4, 1884). В Мустафад ал-ахбар собраны историко-биографические сведения о многих династиях и сотнях лиц, извлеченные из арабских, персидских и тюркских источников. Сверх того автор использовал данные эпиграфики и нумизматики, устные сообщения и народные предания, а также привлек некоторые известия по русской истории. Значительная доля материалов книги по истории ислама в Волго-Уральском крае уникальна и заменяет теперь исчезнувшие первоисточники. В этой книге история Булгарского и Казанского государств и мусульманской общины в составе России впервые изложена в соответствии с методами традиционной мусульманской историографии и в то же время предпринят опыт составления национальной истории татарского народа.
Лит-ра: [сб.] Шихаб ад-дин ал-Маржани хазратларининг виладатина йуз йил тулу (1233-1333) мунасабатила нашр итулди. Марджани. Нашири: Салих б. Сабит Губайдуллин. Казан, «Магариф», 1333; [то же, частичное переиздание:] Шиhабатдин Маржами. Алмет, «Рухият», 1998; М.А.Усманов. Источники книги Ш.Марджани «Мустафад аль-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар» || Очерки истории Поволжья и Приуралья. Казань, 1969, вып. 2-3, 14Ф-154; М.Х.Юсупов. Шигабутдин Марджани как историк. Казань, 1981; [сб.] Марджани: ученый, мыслитель, просветитель. Казань, 1990; А.Юзеев. Шихаб ад-дин Марджани: мыслитель, религиозный реформатор, просветитель. К 180-летию со дня рождения. Казань, «Иман», 1997; он же. Татарская философская мысль конца XVIII — XIX века, кн. 1-2. Казань, «Иман», 1998; Ш.Марджани: наследие и современность. Материалы международной научной конференции (Академия наук Татарстана. Институт истории). Казань, 1998; Кеmреr Sufis. 429-473.
Ан.Б.Халидов