Зульп-бабá (Зул-Кефил, араб. Зу-л-Кифл; реже — Харкаил) — один из наиболее почитаемых у туркмен Марыйского вилайата мазаров, расположенный в 3,5 км к востоку от городища Гяур-кала — густонаселённой части доарабского Мерва. Современный облик мазар получил в начале XXI в., когда прямоугольный участок (32×42 м) был обнесён декоративным кирпичным забором, а находившийся внутри объект культа — полностью задрапированный грубой бязью археологический останец — высотой около 1 м был заключён в прямоугольную (10×35 м) кирпичную ограду, облицованную современной мраморной плиткой. Вместе с вымощенной обводной дорожкой (матаф) этот «священный участок» перекрыт металлическим навесом. Очевидно, здесь скрыты сильно оплывшие руины неизвестной древней дахмы. Археологическое обследование объекта никогда не проводилось, поэтому о нём нельзя сказать что-либо определённое, но его близкое соседство с городищем Гяур-кала делает такое предположение вполне обоснованным. Вся территория вымощена фаянсовыми плитками промышленного производства и тщательно прибрана, поэтому паломники заходят сюда разувшись, как в помещение. Слева от узкого входа — глинобитная трёхкамерная постройка с купольными сводами, тщательно обмазанная саманом: наглядный образец органической народной архитектуры XIX в. Несомненно, в прошлом это было жилище смотрителя, а сейчас тесные худжры используются для ритуальных целей. Рядом выстроены маленькая современная мечеть с одним невысоким минаретом, крытые площадки для поминальных трапез, хозяйственный блок и помещения для ночлега. О происхождении этой святыни (овлия, араб. аулийа’) и её названии паломники ничего не знают, однако она стремительно «набирает вес» и входит в число наиболее посещаемых во всей округе.
В названии святыни легко угадывается Зу-л-Кифл — один из таинственных персонажей Корана, дважды упоминаемый в мекканских сурах (21:85, 38:48) как один «из терпеливых» вместе с пророками Исма’илом и Идрисом. По мнению М.Б.Пиотровского, в истоках этого образа лежит ветхозаветный герой, попавший, однако, в Коран из устных преданий, где имя его было арабизировано или заменено арабской кличкой. Марыйский З.-б. далеко не единственный культовый объект с таким названием. Наиболее известна «могила» Зу-л-Кифла в Ираке, около ал-Хиллы. В Средней Азии есть одноимённый комплекс XI–XII вв. на Амударье, на острове Арал-Пайгамбар близ Термеза.
Лит-ра: Э.В.Ртвеладзе, З.А.Аршавская. Архитектурный комплекс Зу-л Кифл // Строительство и архитектура Узбекистана. Таш., 1978. № 1, 36–39; М.Б.Пиотровский. Коранические сказания. М., 1991, 126; он же. Зу-л-Кифл // ИЭС, 126.
Р.Г.Мурадов