Сафид-Булан (Сафид-Буленд, Сафид-Билал; старое название — Испид-Булан) — известный в Ферганской долине мемориальный комплекс, «святое» место (мазар). Расположен в селении Гулистан (бывш. Мазар, ранее Сафид-Булан) на севере Ферганской долины, на территории Республики Кыргызстан, в 50 км к северу от г. Намангана, областного центра Узбекистана.
Центральный объект поклонения мемориального комплекса — усыпальница (мазар) Шах-Фазил (Шах-и Фазил, Шах-Фазл). Сооружение мемориального комплекса относится к числу наиболее древних образцов архитектуры Средней Азии. (Это однокамерное квадратное в плане сооружение размером 7,85×7,85 м по внутреннему периметру, 11,1×11,7 м — по внешнему, при высоте 15,5 м от древнего пола до верха купола. Здание ориентировано стенами почти точно по сторонам света, главный, северный, фасад прорезан тремя проемами, из них средний несколько выделяется шириной и высотой. На его оси в противоположной стене устроен михраб, ориентированный на юг с небольшим отклонением к западу. Нарушая принцип симметрии, только в западном из боковых фасадов имеется проем. Перекрытие образовано системой последовательных переходов от квадратных призм к четверикам и от них — к куполу. Здание возведено из жженого кирпича прямоугольной и квадратной формы. Предполагается, что главный фасад некогда имел декоративное убранство, но ныне весь декор сосредоточен в интерьере. Первоначально осевые ниши подкупольного октагона были украшены декоративной кладкой «в елочку», позднее же весь интерьер был покрыт штукатуркой и богатейшим резным ганчем, тонированным синей, голубой, красной, желтой краской. Этот декор включает многочисленные куфические надписи. Короткие надписи, обрамляющие орнаментальные медальоны, арабоязычны; это — басмала, шахада, коранические цитаты (IХ:33), многократно повторенное речение ал-мулк ли-л-Лахи («Власть принадлежит Аллаху») и т. д. Персоязычны три горизонтальных пояса надписей. Из текста верхней и более дефектной средней надписи явствует, что это здание — усыпальница караханидского правителя Сайф ад-даула Маликана (т. е. Мухаммада б. Насра б. ‘Али, отец которого прославился благочестием) и что оно было возведено (или по крайней мере украшено декором) по распоряжению его сына Му‘изз ад-даула Малика (т. е. ‘Аббаса). Тем самым автоматически отпадают фигурирующие в литературе иные определения здания как ханаки или поминальной мечети. Дата в надписях не указана, анализ же позволил датировать их между 447–451/1055–1059 гг., однако недавно выявленные монеты Мухаммада б. Насра 453/1061 г. (не опубликованы) слегка сдвигают датировку (не раньше 453/1061 г., но и не намного позже). Нижняя надпись, сильно поврежденная, носит дидактический характер и включает, в частности, слово фадл (араб.), которое, возможно, дало основание связывать мавзолей с Шах-Фазилем (персонажем цикла легенд о внедрении ислама в Фаргане/Фергане). На ХI–ХII вв., по данным археологов, приходится расцвет поселения С.-Б.
Мавзолей Шах-Фазил соединен в один ансамбль с двумя другими мазарами — Калла-хана (калла — «голова») и Бу-Булан. Здесь же находится «святой» камень Таш-мазар (таш — «камень»), или Хамир-туруш («закваска»): по преданию: он уходит в землю перед грядущими несчастьями и вырастает на несколько сантиметров перед благоприятными событиями. Недалеко находятся мазар хваджи ‘Аламдара и средневековый водоем (хауз). Рядом с мавзолеем находится большое кладбище, куда возят хоронить своих умерших жители окрестных селений, а также Таласа и Наткала. Мемориальный комплекс С.-Б. включает в себя также другой ансамбль, где находятся мечеть Кыргын («побоище»), развалины минарета и мазар Тана-хана (тан, тана — «тело»). Все эти постройки — позднего происхождения.
Уже по крайней мере во второй половине XIII в. было известно предание о происхождении «святого» места. Джамал ад-дин ал-Карши в сочинении Мулхакат ас-сурах («Добавление [к словарю] ,,ас-Сурах“»), написанном в самом начале XIV в., отметил, что в местечке Испид-Булан расположены две могилы — «могила голов» (араб. машхад ар-ру’ус, в XIX в. перс.-тадж. — машхад-и ру’ус, или калла-хана) и «могила душ» (араб. машхад ан-нуфус, в XIX в. перс.-тадж. — машхад-и нуфус, или тана-хана), и далее напомнил «известную историю» о том, как халиф ‘Усман б. ‘Аффан (уб. в 656 г.) послал 2800 асхабов во главе с Мухаммадом б. Джариром на завоевание Ферганы и все они погибли там мучениками за веру (шахид). Существовало ли это предание в момент возведения усыпальницы Караханидов в XI в. или оно возникло позже— пока остается загадкой. Если судить по характерному расположению «святого» места (в предгорье, у слияния двух рек — Падша-ата и Чанач-сай, на старом пути из Центральной Ферганы в Наткал и Таласскую долину), то можно предположить, что на этом месте существовал древний, доисламский культ, который позднее был переосмыслен в рамках новой религии.
Один из вариантов происхождения святыни, содержащий в своей основе эпизод, который упомянул Джамал ад-дин ал-Карши, был записан в XVIII в. в Кисса-йи Шахи Джарир. История начинается с того, что Мухаммад выдал свою дочь Зайнаб замуж за будущего халифа ‘Усмана и от этого брака родился сын Мухаммад-Джарир (Шах-и Джарир, Шах-Джарир, Шах-Джалил), который возглавил поход на Фергану в 655 г. (вар.: в 660-е гг. или в 682 г.). Он захватил города Куву, где правил мугский (муг — «огнепоклонник», по другой версии — калмок, калмык) правитель Хушдад, и Ахси, где правил Хурмуз, затем — г. Касан, правитель которого — Ихшит — бежал в Туркистан. Правитель Унгора — Карван-бас (вар.: Карван-бахш) вынужден был подчиниться Шах-Джариру и отдать свою дочь Бу-‘Убайда (Бувайда, Хувайда) замуж за арабского предводителя (вар.: Ихшит поладил с Шах-Джариром и выдал за него замуж касанскую девушку). Однажды Бу-‘Убайда услышала, как ее отец в кругу своих приближенных обсуждал письмо, в котором Ихшит предлагал Карван-басу напасть на арабов во время молитвы. Бу-‘Убайда рассказала об этом своему мужу, но тот не поверил. Однако во время пятничной молитвы в районе С.-Б. муги напали на арабов и обезглавили на месте 2800 (по другой версии, 2700) человек. Позднее их головы похоронили в могиле Калла-хана, а тела— в могиле Тана-хана. Многие арабы бежали, и их могилы разбросаны по окрестным селениям. В С.-Б. находится мазар знаменосца арабов — хваджи ‘Аламдара, который, будучи окруженным врагами, подбросил знамя вверх, чтобы его спасти, и оно замерло в воздухе; по преданию, особо благочестивые паломники могут до сих пор видеть это знамя парящим над мазаром «святого».
«Черная» женщина по имени Бу-Булан (вар. — Билал), которая служила у Шах-Джарира и его жены, пыталась найти головы своих покровителей. Она омыла головы погибших, оплакивая их, а сама от горя побелела (по другой версии — стерла руки до костей), после чего ее прозвали Сафид («белая»). Это чудо заставило местное население и Карван-баса принять ислам. После смерти Бу-Булан похоронили рядом с Калла-хана. Так возникла могила Бу-Булан, а от нее позднее произошло якобы и название селения — С.-Б. У мазара молятся только женщины. Могила завешена от паломников белым полотном, чтобы никто не мог ее увидеть, так как считается, что увидевший ее
тотчас почернеет. Смотрители-шайхи мемориального комплекса С.-Б. ведут свое происхождение от этой женщины.
Шах-Джарир после поражения ушел с женой в ал-Мадину/Медину и там умер. Его сын (род. в Медине) Шах-Фазил (по другой версии, у Шах-Джарира родился сын ‘Усман, сыном которого был Шах-Фазил) через 40 лет после похода своего отца вместе с матерью вернулся в Фергану, сразился в Касане с Ихшитом, победил его и стал правителем Ферганы. Он женился на родственнице своей матери, и у него родился сын Джарир-Мухаммад (Шах-Джарир, Шах-Джалил). Когда сыну исполнилось 12 лет, отец сделал его правителем Касана, устроил по этому поводу пиршество, но сам был отравлен и умер. Его похоронили в С.-Б., а позднее, как гласит предание, ‘Умар-шайх, сын амира Тимура, построил над его могилой мавзолей и впоследствии сам был погребен рядом с Шах-Фазилем.
Бу-‘Убайда и Джарир-Мухаммад отправились в Медину, но в районе Кукан- да/Коканда в пустыне погибли, и там остались их могилы, которые превратились в мазары. В Бувайдинском районе Ферганской области ныне известны мазары Пошшо-Пирим (Шах-Джалила) и Бу-Убайда (Биби- Бувайда), здесь же находится могила жены Шах-Джалила, а недалеко от них расположен мавзолей Бустан-бувы, брата Шах-Джалила. По данным специалистов, эти мавзолеи были построены в XV–XVI вв.
Таким образом, древнее предание о Мухаммаде б. Джарире, который во времена правления халифа ‘Усмана б. ‘Аффана (644–656) воевал в Фергане, было заменено легендой о вымышленном сыне ‘Усмана и внуке пророка Мухаммада — Мухаммад-Джарире. Возможно, определенную роль в формировании этой легендарной версии сыграли сведения о походе в Среднюю Азию в 670-е гг. настоящего сына ‘Усмана — наместника Хурасана/Хорасана Са‘ида б. ‘Усмана. Появление же фигуры Шах-Фазила объясняется следующими обстоятельствами: в надписи о захоронении одного из караханидских правителей упоминается слово фазл (араб. фадл — «достоинство», «честь»), которое, видимо, позднее было интерпретировано как имя покойного. Эпизод с С.-Б. также появился позже. В ранних источниках (письменных и эпиграфических), датируемых XIII в., название селения имело другую форму— Испид-Булан, в основе которой лежал восточноиранский по происхождению топоним. И только с XVI в. испидзаменили более понятным сафид.
(Хотя в действительности исламизация Ферганской долины протекала совершенно иначе и много позднее (первый достоверный поход арабов в Фергану относится к 712-13 г.), а все названные лица не являются историческими, представление о связи Испид-Булана с первыми воителями ислама сложилось достаточно рано. Очень вероятно, что это случилось ко времени строительства мавзолея Шах-Фазил, — иначе трудно объяснить, почему известный караханидский правитель, в течение десятилетий владевший Ферганой, был погребен в пункте, который никогда не был ни административным, ни политическим, ни экономическим центром. К XII в. здешний мазар превратился в важный погребально-культурный центр, куда стекались паломники из многих мест, в частности из Хоя в Азербайджане (надгробие конца XII в.); объектом активного паломничества, особенно для ферганцев, он оставался и впоследствии, до XX в. включительно. Здесь же издавна обучались религиозным наукам. — Б. К.)
Мазар С.-Б. был особо почитаем в Ферганской долине. Именно здесь в 1840 г. подняли на белом войлоке (т. е. объявили ханом) Шерали, когда в Коканде правил бухарский наместник.
Лит-ра: Н.Щербина-Крамаренко. По мусульманским святыням Средней Азии (путевые заметки и впечатления) // Справочная книжка Самаркандской области. Т. 4. Отд. 4. 1896, 50–51; Б.Кочнев. Сказка ложь, да в ней намек… // Литературный Киргизстан. 1970, №3 (май-июнь), 108–110; И.Азимов. Архитектурные памятники Ферганской долины. Таш., 1981, 36–39; В.Д.Горячева. Средневековые городские центры и архитектурные ансамбли Киргизии (Бурана, Узген, Сафид-Булан). Научно-популярный очерк. Фрунзе, 1983, 105–137; В.Д.Горячева, В.Н.Настич. Эпиграфические памятники Сафид-Булана XII–XIV вв. // ЭВ. Л., 1984, XXII, 61–72; Материалы по истории, 122; В.Н.Настич, Б.Д.Кочнев. К атрибуции мавзолея Шах-Фазил (эпиграфические и нумизматические данные) // ЭВ. Л., 1988, XXIV, 68–77; С.Г.Хмельницкий. Между Саманидами и монголами: Архитектура Средней Азии XI — начала XIII в. Ч. 1. Берлин-Рига, 1996, 114–117.
С.Н.Абашин