aш-ША̄ФИ‘ӢЙА—шафи‘иты, последователи мазхаба, основанного на рубеже VIII—IX вв. имамом Мухаммадом аш-Шафи‘и (ум. в 820 г.). Мазхаб Ш. эклектичен, т. к. сложился под сильнейшим влиянием ханафитского и маликитского мазхабов и воспринял их особенности. Основные его принципы таковы: Коран и сунна рассматриваются как единый источник, сунна только дополняет Коран, а не дает параллельный материал для сравнения и выведения среднего решения. При этом хадисы, исходящие от передатчиков-мединцев, принимаются безоговорочно. Иджма‘ рассматривается как дополнение к Корану и сунне, но принимаются во внимание только решения муджтахидов-мединцев. Суждение по аналогии (ал-кийас) используется широко только для выбора нужного материала из предыдущих источников. Если хадисы или иджма‘ мединцев содержат материал, достаточный для прямой аналогии, дальнейшая интерпретация прекращается. Предпочтительное решение (ал-истихсан) отвергается полностью. Но из маликитского мазхаба заимствован принцип выведения решения исходя из его общественной пользы (ал-истислах), позволяющий принимать решения как на основе свободного суждения, так и на основе норм обычая (‘урф), который сам по себе за источник права не признается. Таким образом, по сравнению с ханафитским мазхабом мазхаб Ш. позволял уклониться от сложного логического анализа, приняв суждение по прямой аналогии, а по сравнению с маликитским—не требовал очень подробного знания правового комплекса мединской общины наряду с текстами Корана и сунны, что для большинства факихов было просто невозможно. Благодаря своей упрощенности мазхаб Ш. быстро потеснил ханафитский и маликитский в Сирии и Ираке, обрел твердые позиции в Египте и распространился в других странах. В настоящее время он является господствующим в Сирии, Ливане, Палестине и Иордании, имеет многочисленных последователей в Ираке, Пакистане, Индии, Малайзии и Индонезии. Ш. составляют основную массу суннитов в Иране и Йемене.
Лит-ра: Абу Захра. Та’рих ал-мазахиб, 2, 274—280; Mahmassani. Falsafat al-tashri, 29; W. Heffening, Al-Shafi‘i.—EI, 4, 272.
А.С.Боголюбов