АБӮ БАКР ас-СИДДӢК̣, ‘Абдалла̄х (ал-‘Атӣк̣) б. ‘Ус̱ма̄н (ок. 572—23 августа 634 г.) — первый из четырех «праведных» (рашидун) халифов. Богатый мекканский купец, якобы первым из мужчин принявший ислам (то же сообщается еще о нескольких ближайших сподвижниках Пророка), друг Мухаммада, оказывавший постоянную финансовую поддержку мусульманской общине до переселения в Медину. Сопровождал Мухаммада во время хиджры и скрывался с ним в пещере в окрестностях Мекки от преследователей-мекканцев. В Медине Абу Бакр еще более сблизился с Мухаммадом, выдав за него свою дочь ‘А’ишу.
Абу Бакр сопровождал Мухаммада во всех его поездках и военных походах, но сам не возглавлял ни одной значительной политической или военной акции, если не считать хаджжа 631 г. Мусульманские источники рисуют его мягким человеком, лишенным властолюбия. Мухаммад, заболев, назначил Абу Бакра руководить молитвой, и тот невольно оказался во главе общины после смерти ее вероучителя. Большинство мухаджиров во главе с ‘Умаром, призвали всех присягнуть Абу Бакру как заместителю (халифа) Мухаммада, но ансары, собравшиеся под навесом бану са‘ида (из племени хазрадж), потребовали избрать халифа из их среды. Абу Бакр отказывался стать заместителем Мухаммада, предлагая кандидатуры ‘Умара и Абу ‘Убайды. Тогда ансары из племени аус, опасаясь возвышения своих соперников из племени хазрадж, согласились присягнуть Абу Бакру, и это решило исход дела (9 июня 632 г.). Позиция ‘Али и других хашимитов не совсем ясна; согласно некоторым источникам, они не присягали Абу Бакру в течение шести месяцев, но это скорее всего поздняя шиитская трактовка тех событий, т. к. добровольность присяги ‘Али лишала бы Алидов законных оснований претендовать на халифат. В глазах шиитов Абу Бакр — узурпатор.
В течение первого года своего правления Абу Бакру пришлось вновь заниматься обращением в ислам племен почти по всей Аравии, отпавших после смерти Мухаммада (ар-ридда). При этом он проявил бескомпромиссность по отношению к отступникам. Возглавляя мусульманскую общину, Абу Бакр вел очень скромный образ жизни, всячески подчеркивал, что является исполнителем заветов Мухаммада, не вносящим ничего нового. Абу Бакр положил начало исламизации как государственной политике. При нем сложились главные атрибуты государства, началось формирование господствующей мусульманской верхушки и завоевание Сирии и Ирака.
Лит-ра: Ибн Са’д. Табакат, 3, 119—152, 202; ат-Табари. Та’рих, 1, 1838-2134.
О.Г. Большаков