ИБН БĀБАВАЙХ, аш-Шайх̱ ас̣-С̣адӯк̣ Мух̣аммад б. ‘Алӣ Абӯ Джа‘фар ал-К̣умӣ (ум. в 991 г.) — известный шиитский богослов и факих, признанный знаток шиитских преданий, один из ранних кодификаторов имамитского (джа’фаритского) права. Сын кумского шайха, И. Б. еще в молодости завоевал авторитет: во всем Хорасане, утверждают шиитские авторы, ему не было равных в знании шиитских преданий. В 965 г. он прибыл в Багдад, сблизился с Буидами и начал активную пропагандистскую деятельность. И. Б. умер в Рее, оставив после себя много учеников и большое количество сочинений. Ан-Наджаши (ум. в 1058 г.), отец которого был учеником И. Б. и имел от него разрешение на передачу всех его книг, приводит названия ок. 200 сочинений И. Б. Из двадцати сохранившихся сочинений почти половина издана. Главный труд И. Б.— Ман ла йахдуруху ал-факих, один из четырех сборников преданий (ал-усул ал-арба‘а), признанных шиитами каноническими трудами по имамитскому фикху. На составление этого труда оказала влияние популярность сочинения знаменитого врача ар-Рази под названием Ман ла йахдуруху ат-табиб. Другое сочинение И. Б. по фикху, ал-Мукни‘, послужило образцом для одноименного труда его знаменитого ученика ал-Муфида об основах имамитского права. Ряд сочинений И. Б. посвятил проблемам богословия (ат-Таухид, Камал ад-дин или Икмал ад-дин и др.), изложению основ шиитского вероучения (проблемы имамата, ал-гайба и др.). Его трактат ‘Ака’ид аш-ши‘а ал-имамийа, как и комментарий на него Шарх ‘ака’ид ас-Садук ау Тасхих ал-и‘тикад упомянутого ал-Муфида, до сих пор признается классическим наследием шиитского ислама. Большим авторитетом и популярностью в шиитском мире пользуются труды И. Б., содержащие шиитские предания, в частности Ма‘ани ал-ахбар, ‘Уйун ахбар ар-Рида, ал-Амали и др.
Лит-ра: ан-Наджаши. Ар-Риджал, 302—306; ат-Техрани. Табакат, 4. 287—288; GAL, SBd., 1, 321—322; GAS, I, 544—549.
С.М.Прозоров