АБӮ-л-ХУЗ ̱АЙЛ ал-‘АЛЛА̄Ф, Мухаммад б. ал-Хузайл (749 или 753—841 или 849), маула бану ‘абд ал-кайс — крупнейший представитель басрийской школы му‘тазилитов (хузайлитов), их идейный наставник, полемист. Родился в Басре, его дом находился в квартале торговцев кормом для скота, отсюда и его прозвище ал-‘Аллаф.
Абузар — мечеть в г. Набережные Челны (Республика Татарстан), построенная в 1993 г. (архитекторы В.А.Манукян и Т.Г.Улатова, инженер-конструктор В.П.Евсеев) и названная именем ближайшего сподвижника пророка Мухаммада— Абу Зарра ал-Гифари, известного набожностью и аскетизмом.
Абызы (абыз, абыз-ага, вероятно от араб. хафиз — «знающий Коран наизусть») — участники широкого общественно-религиозного движения среди татар в ХVI–XVIII вв. А. выступали за сохранение исламских традиций и образования в условиях изолированных сельских мусульманских общин. Движение не представляло собой единой централизованной силы, было связано с «народным исламом» и ориентировано прежде
ад-Дарбанди, ал-Хасан б. Мухаммад б. ‘Али Абу-л-Валид ал-Балхи (ум. в 1064 г.) — мухаддис, суфий, знаток биографий. Вторая нисба, ал-Балхи, происходит от топонима Балх ал-Лакз. Покинув Дарбанд, ад-Д. сначала посетил Димашк (Дамаск), где слушал хадисы у ‘Абд ар-Рахмана б. Насра ат-Тамими ад-Димашки (ум. в 1029 г.) и Мухаммада б. Ризк
ад-Дарбанди, Мухаммад б. Муса б. ал-Фарадж Абу Бакр аш-Шафи‘и ас-Суфи (ум. в 1145 г.)— крупный мусульманский теолог-аш‘арит, правовед и мистик. В ряде источников упоминается с нисбой аш-Ширвани. Родился в квартале Химс г. Баб ал-абваб (Дербент) между 1058 и 1068 гг. в семье переселенцев. Отец ад-Д.— Муса ал-Лаббад ал-Му’аддиб— был домашним
ад-ДАХРӢЙА (или ад-дахрӣйӯн) — дахриты, термин, который мусульманские авторы употребляли в отношении тех, чьи взгляды противоречили представлению о сотворении мира во времени.