аш-ШАРӢ‘А («прямой, правильный путь»; закон, предписания, авторитетно установленные в качестве обязательных) — шари‘ат, комплекс закрепленных прежде всего Кораном и сунной предписаний, которые определяют убеждения, формируют нравственные ценности и религиозную совесть мусульман, а также выступают источниками конкретных норм, регулирующих их поведение.
Исламская традиция связывает понятие Ш. прежде всего с его
аш-ШАХА̄ДА («свидетельство») — 1. Первое и важнейшее положение исламского символа веры, выражаемое формулой Ла илаха илла Ллаху ва Мухаммадун расулу Ллахи («Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммад—посланник Аллаха») и содержащее два первых догмата ислама. Ш. возникла как молитвенный и различительный возглас, которым первые мусульмане отличались от всех остальных людей,
аш-ШАХРАСТА̄НӢ, Абӯ-л-Фатх̣ Мух̣аммад б. ‘Абд ал-Карӣм (1075— 1153)—шафи‘итский богослов и факих, авторитетный историк религий и религиозно-философских систем. Родом из г. Шахрастан (на севере Хорасана, в Иране), перс по происхождению, аш-Ш. получил традиционное мусульманское образование, слушал в Нишапуре и Тургандже лекции знаменитых ученых своего времени по хадисам, фикху и каламу. Он
аш-ША‘РА̄НӢ (или аш-Ша‘равӣ), ‘Абд ал-Вахха̄б б. Ах̣мад (1493—1565)—популярный египетский суфий и богослов. Уроженец селения Сакийат Аби-Ша‘ра, аш-Ш. возводил свой род (по -видимому, необоснованно) к тлемсенским правителям из династии Зийанидов и далее к алиду Мухаммаду б. ал-Ханафии.
аш-ШӢ‘А («приверженцы», «партия») — шииты, общее название различных группировок и общин, признавших ‘Али б. Аби Талиба и его потомков единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Мухаммада. Вскоре после смерти Мухаммада часть его сподвижников (Салман ал-Фариси, Абу Зарр ал-Гифари, ал-Микдад и др.) выступила за преемство ‘Али, за сохранение верховной власти
аш-ШИБЛӢ, Абӯ Бакр (861—946) — багдадский суфий, ближайший ученик и сподвижник ал-Джунайда и ал-Халладжа. Родился в Самарре, его отец, как и он сам, был главным хаджибом халифа. В возрасте 40 лет был назначен на пост правителя области Демавенд в Северном Иране, но неожиданно отказался от назначения, «раскаялся» и принял суфизм.
Баб ал-абваб («Главные ворота»), или сокращенно ал-Баб («Врата»), — арабское название Дербента (перс. Дарбанд — «запор на дверях/воротах») в тот период, когда он находился в составе Арабского халифата (VII–XIII вв.). Однако Б. ал-а., или балад ал-Баб, включал в себя не только собственно город Дербент, но и подвластные ему владения.
Баб ал-Кийама (араб., «Ворота Воскресения», известные также под тюркским названием Кийамат-капы и под персидским названием Дар-и Кийамат) — мусульманское культовое место, существовавшее прежде в Дербенте. Находилось возле одной из башен северной городской стены (VI в. н.э.), с наружной стороны, за пределами средневекового шахристана.