Йулдаш, маулави — Мухаммад Йул¬даш Мухаммад ‘Умар угли (1861–1922), крупный учёный-богослов, по¬эт-просветитель и каллиграф. Родился в Ко¬канде, в квартале (махалла) Хваджи-бека, там же в мадрасе Хваджи-бека основательно изу¬чал арабский и персидский языки, Коран, хадисы, ал-фикх. Он хорошо знал арабскую и персидскую литературу и всю жизнь пре¬подавал в кокандских мадрасах хадисы
К̣А̄БӢЛ и ХА̄БӢЛ— персонажи мусульманских преданий, два сына Адама, библейские Каин и Авель. В Коране их имена отсутствуют, но есть рассказ о том, как сыновья Адама приносили жертву, которая была принята только у одного. Тот, чье приношение было отвергнуто, пригрозил брату, что убьет его; тот же ответил, что он сам
К̣А̄Д̣Ӣ (кадий, казий; «назначающий», «приговаривающий») — общепринятое название мусульманского судьи-чиновника, назначаемого правителем и отправляющего правосудие на основе шари‘ата. В обязанности К. входит ведение всех гражданских и уголовных дел в своем городе или области, наблюдение за общественной нравственностью, назначение в случае необходимости опеки над людьми и имуществом, надзор за имуществом вакфов,
К̣А̄РӮН—коранический персонаж, современник Мусы, самонадеянный богач, библейский Корей (Числа, 16). В Коране он назван среди погубленных Аллахом врагов Мусы рядом с Фир‘ауном и Хаманом.
К̣АБА̄ЛА (мн. ч. к̣аба̄ла̄т) — финансовое обязательство, обычно в отношении государства. В позднее средневековье К.— откуп налогов (обычно городских, торговых). Слово К. вошло в языки мусульманских народов в значении «долговое обязательство», отсюда русское «кабала».
К̣АЛАНДАРӢЙА (перс.; араб, карандалӣйа, тур. календ ерийа) — сначала мистико-аскетическое движение, возникшее под воздействием идей аскетической школы маламатийа, затем братство (тарика) бродячих нищенствующих дарвишей. Его основные положения: отрицание мистико-аскетической практики уединения и совместной жизни в обители (последнее часто нарушалось, т. к. были возведены обители братства во многих регионах); безразлично-небрежное
К̣АЛБ — сердце. Значение термина К. для мусульманского богословия и в особенности мистицизма определилось частотностью и спецификой его употребления в Коране и хадисах.
К̣ИС̣А̄С̣ («воздаяние равным») — отмщение, разряд наказаний за убийство, ранение и другие телесные повреждения. К. восходит к древним нормам талиона, несколько измененным и смягченным исламом.
К̣УББАТ ас̣-С̣АХ̱РА («Купол скалы») — купольная мечеть в Иерусалиме в центре ал-Харам аш-Шариф над издревле почитавшейся скалой, на которой якобы Авраам приносил в жертву Исаака: мусульманская традиция связывает с ней ночное вознесение Мухаммада на небеса (см. ал-исра’ ва-л-ми‘радж); одна из главных святынь ислама, в средние века третья по святости (после