Мусульманское кладбище у Калужской заставы (на территории совр. Московского горного института и частично Центрального парка им. М.Горького) — вероятно, одно из первых мусульманских кладбищ в Москве. Самое раннее документальное свидетельство его существования — дело 1638–1639 гг. по челобитной татарских князей, мурз, переводчиков и толмачей о разорении и распашке этого кладбища
МУТ‘А — временный, договорный брак, заключаемый на определенный срок (от одного дня до 99 лет) с оговоренным содержанием жене вместо махра и вознаграждением при расторжении брака. В доисламской Аравии М. был обычным явлением. В правовом отношении жена в браке М. приравнивается к жене, которой выплачивается махр, т. е. ее дети
МУФТӢ (перс, муфти, тур. мюфти; «дающий фатву») — знаток шари‘ата, дающий разъяснение его основным положениям и принимающий решения по спорным вопросам в форме особого заключения (фатвы), основываясь на принципах шари‘ата и прецедентах.
МУХ̣А̄КАМА — судебный процесс. Порядок судопроизводства в исламе сложился в главных чертах к середине VIII в. и основан на трех главных принципах: личное участие сторон в процессе, гласность процесса, непрерывность процесса. Процесс должен вестись устно, письменные же свидетельства и доказательства рассматривались только как записи для памяти, истинность которых должна быть
МУХ̣АММАД (Мухаммед, Магомет), Ах̣мад б. ‘Абд Алла̄х (ок. 570—632) из рода хашим родо-племенной группы курайш — основатель религии ислама и первой общины мусульман. По представлениям мусульман — пророк Аллаха и его посланник, через которого был передан людям текст Корана.
МУХ̣ТАСИБ («осуществляющий хисбу») — тот, кто пресекает публичное нарушение норм мусульманской морали и наставляет на путь истинный. Обычно М.—должностное лицо, важнейшая его функция — контроль за торгово-ремесленной деятельностью и поведением людей в общественных местах.
МУХА̄ДЖИР («совершивший хиджру») — мусульманин, переселившийся вслед за Мухаммадом в Медину до завоевания им Мекки. Число М. в первые годы — около сотни взрослых мужчин, в сражении при Бадре участвовало ок. 70 чел. Они составили элиту мусульманской общины. В заслугу им ставилось то, что ради веры они порвали узы родства
Мухаммад Кази, Мухаммад б. Бурхан аддин ал-Мискин ас-Самарканди (ок. 1451— 1516)— крупнейший представитель братства накшбандийа в Мавараннахре. Родился в г. Ахсикате, по преданию, происходил из семьи касанских саййидов.
Мухаммад Парса, хваджа Мухаммад б. Мухаммад б. Махмуд Шамс ад-дин ал-Хафизи ал-Бухари (ум. в 1420 г.)— известный богослов-ханафит и идеолог братства накшбандийа. Родился (точная дата неизвестна: называют 1345, 1348 и 1355 гг.) в бухарской семье ханафитских богословов, одним из его предков был Хафиз ад-дин ал-Кабир ал-Бухари.
Мухаммад-Рафи‘, Мухаммад мулла Рафи‘ Дийа ад-дин Абу-л-Фатх ал-Макки; Мухаммад-Рафи‘ аш-Ширвани; мулла Чалли (?) ар-Рафи‘; Мухаммад мулла Рафи‘, прозванный Ма‘сумом («Непогрешимый»)— дагестанский историк, живший во второй половине XIII— первой половине XIV в. В 1312-13 г. он составил историческую хронику Та’рих Дагистан.