АБУ МУСЛИМ, ‘Абд ар-Рах̣ма̄н (Ибра̄хӣм?) — глава аббасидского движения в Хорасане (уб. в 755 г.). Происходил из провинции Исфахан, рожден, вероятнее всего, в рабстве. По одной версии, был рабом ‘Исы ас-Сарраджа, одного из аббасидских пропагандистов в Куфе, по другой — принадлежал крупному арабскому землевладельцу из провинции Исфахан, который в 738 г. был заточен в тюрьму Куфы, где Абу Муслим, обслуживавший своего хозяина, познакомился с ас-Сарраджем и стал выполнять его поручения. Есть сведения, что Абу Муслим участвовал в восстании «крайнего» шиита Мугиры б. Са‘ида ал-Иджли (737 г.), но эта версия совершенно не согласуется с остальными сведениями об Абу Муслиме. Впоследствии был продан (или уступлен) Абу Саламе, руководителю аббасидской пропаганды в Хорасане, куда в начале 744 г. они вместе выезжали. Позже он попался на глаза Ибрахиму б. Мухаммаду (см. ал-‘Аббасийун), понравился и был подарен ему. Ибрахим освободил Абу Муслима, дал ему имя ‘Абд ар-Рахман и приблизил к себе.
В марте 747 г. Ибрахим послал Абу Муслима в Хорасан своим личным представителем. В мае он прибыл в Мервский оазис, преодолел неприязнь Сулаймана б. Касира, возглавлявшего местную антиомейядскую организацию, и за месяц собрал несколько тысяч сторонников, от феодалов до рабов, которым была обещана свобода. Наместник Хорасана Наср б. Саййар, занятый борьбой с южноарабской группировкой Джудай‘а ал-Кирмани, не уделил должного внимания новому противнику и не подавил восстание на начальном этапе, что позволило Абу Муслиму полгода лавировать между враждующими группировками и накапливать силы. Сначала он предложил Насру и ал-Кирмани присягнуть «имаму из семьи Пророка», обещая каждому, что признает его политическое главенство; затем, когда Наср убил своего противника, Абу Муслим предложил то же ‘Али, сыну Джудай‘а, и тот согласился. В начале 748 г. ‘Али занял Мерв, Абу Муслим торжественно вступил в него и принял присягу жителей еще не названному «имаму из семьи Пророка».
Продвижение армии восставших дальше на запад возглавил Кахтаба, а Абу Муслим из Мерва руководил подчинением остальной территории Хорасана и захватом Мавераннахра. Утвердив свое положение, Абу Муслим убил ставшего ненужным ‘Али и его брата (июль 749 г.), а затем по намеку халифа в начале 750 г. организовал убийство Абу Саламы и по собственной инициативе расправился с Сулайманом б. Касиром.
Абу Муслим провел в Мерве большие строительные работы. Впервые стал произносить хутбу с минбара стоя, а не сидя.
Правление Абу Муслима не было спокойным: в 750 г. восстали арабы Бухары, недовольные новой династией, и отложились многие владетели Мавераннахра. Абу Муслим продвинулся до Самарканда, обновил его укрепления и начал борьбу за Мавераннахр. В июле 751 г. его полководец Зийад б. Салих разгромил под Таразом китайскую армию и этим обеспечил власть Аббасидов за Сырдарьей. В начале 752 г. Абу Муслим вернулся в Мерв, но вскоре восстал Зийад, назначенный наместником Мавераннахра, и Абу Муслиму вновь пришлось пересечь Амударью. Возросшее могущество Абу Муслима беспокоило Аббасидов, и они стали искать случая убрать его. В мае-июне 754 г. он покинул Хорасан, чтобы совершить хаджж. В этот момент умер ас-Саффах, и халифом стал ал-Мансур, власть которого не признал его дядя ‘Абдаллах, командовавший армией, совершавшей поход на Византию. Абу Муслим разгромил мятежника (ноябрь 754 г.) и захватил большую добычу, которую ал-Мансур потребовал себе, Абу Муслим возмутился и направился обратно в Хорасан, но халифу удалось вызвать его с дороги для объяснений в ал-Мада’ин, где Абу Муслим был убит во время аудиенции 12 февраля (или 20 января) 755 г.
За восемь лет активной религиознополитической деятельности Абу Муслим не проявил симпатии к учениям «крайних» шиитов, близким к маздакизму, или претензий на имамат, однако его гибель вызвала несколько восстаний неомаздакитов, некоторые секты «крайних» шиитов признали его имамом, возникла секта абумуслимийа. Последним отголоском стало мощное восстание Муканны, объявившего себя воплощением божества, олицетворением которого был прежде Абу Муслим. Легенды об Абу Муслиме, бытовавшие в Мерве, легли впоследствии в основу народного романа на персидском языке (есть и турецкий вариант) Кисса-и Абу Муслим, реалии которого относятся к XI— XII вв., а сам Абу Муслим предстает в нем поборником умеренного шиизма.
Литература: Аноним, 96—130; МИТТ, 1, 122—141; Бартольд. Соч., 7, 479—480; R. N. Frye. The role of Abu Muslim in the Abbasid revolt.— MW. 1947, 37, 28—38; S. Moscati. Studi su Abu Muslim.— Rendiconti della Reale Accademia dei Lincei. Roma, Ser. 8, 1949— 1950, 4, 323 — 335, 474—495; 1950—1951, 5, 89—105; I. Melikoff. Abu Muslim. P., 1962.
О.Г. Большаков