АБӮ Х̣АНӢФА, ан-Ну‘ман б. С̱а̄бит ал-има̄м ал-а‘з̣ам (699—767) — богослов, факих, мухаддис, основатель и эпоним ханафитского мазхаба. Родился в Куфе в семье богатого торговца шелком (из иранских мавали). Абу Ханифа получил блестящее общее и богословское образование, в юности слышал последних асхабов, в 22 года стал учеником выдающегося иракского богослова Хаммада б. Аби Сулаймана, в кружке которого провел 18 лет до смерти наставника, а затем 10 лет сам возглавлял этот кружок, считаясь самым авторитетным факихом Куфы и Басры. В 747-48 г. Абу Ханифа выехал в Мекку, спасаясь от преследований Ибн Хубайры, наместника Ирака, принуждавшего его к государственной службе. После утверждения у власти Аббасидов Абу Ханифа вернулся в Ирак, где продолжал жизнь богатого торговца и ученого. Халиф ал-Мансур (754—775) предложил ему занять в новой столице, Багдаде, место кадия или любую другую высокую должность, но Абу Ханифа решительно отказался. Чтобы сломить его, халиф приказал заточить его в тюрьму и даже высечь, несмотря на возраст и положение. Вскоре после этого Абу Ханифа умер.
С Абу Ханифы начинается письменная традиция в исламском богословии. Ему приписывается первое записанное сочинение по исламской догматике — ал-Фикх ал-акбар, или Асл ат-таухид, которое, видимо, действительно восходит в своей основе к какому-то тексту Абу Ханифы. В нем сформулированы основные положения исламской догматики: о единобожии, об атрибутах Аллаха, о Коране как о слове божьем, о всемогуществе Аллаха, о свободе воли, о пророческом достоинстве, о греховности людей, о добрых делах и о воздаянии за них, о вере (иман), о предопределении, о праведности, о достоинствах тех, кто упомянут в Коране. В этом сочинении отчетливо видна борьба против взглядов мурджиитов и му‘тазилитов. Абу Ханифа составил также небольшой сборник хадисов (муснад). Абу Ханифа считается первым, кто применил методы казуистического исследования правовых вопросов таким образом, что стало возможным сближение схоластических разработок факихов с требованиями повседневной жизни. Абу Ханифа и его ближайшие последователи разработали методику использования рационалистических принципов суждения по аналогии (кийас) и предпочтения (истихсан) при решении правовых вопросов. Он обосновал возможность использования норм обычая (‘урф) как одного из источников права. Наследие Абу Ханифы сохранилось в виде цитат и ссылок в Китаб ал-харадж Абу Йусуфа, а также во всех сочинениях Мухаммада аш-Шайбани, особенно в ал-Мабсут, Китаб аз-зийадат и Китаб ал-асар. Приписываемые Абу Ханифе Китаб ал-‘алим ва-л-мута‘аллим и Васийат Аби Ханифа созданы на основе его взглядов.
Политические взгляды Абу Ханифы характеризуются тяготением к легитимному принципу верховной власти, находящейся под всесторонним контролем мусульманской общины. Абу Ханифа — один из самых ранних и ярких представителей городских торгово-ремесленных кругов, обосновавший и защищавший их интересы, выразившиеся в форме религиозно-правовой доктрины.
Литература: ал-Багдади. Та’рих Багдад, 13, 323—425; Ибн ап-Надим. Ал-Фихрист, 255—256; Абу Захра. Абу Ханифа, 14—78; он же. Та‘рих ал—мазахиб, 1, 131 —173; GAL, 1, 169; J. Schacht. Abu Hanifa.—-El, NE,J, 123 — 124.
А.С.Боголюбов