ад-Дарбанди, Мухаммад б. Муса б. ал-Фарадж Абу Бакр аш-Шафи‘и ас-Суфи (ум. в 1145 г.)— крупный мусульманский теолог-аш‘арит, правовед и мистик. В ряде источников упоминается с нисбой аш-Ширвани. Родился в квартале Химс г. Баб ал-абваб (Дербент) между 1058 и 1068 гг. в семье переселенцев. Отец ад-Д.— Муса ал-Лаббад ал-Му’аддиб— был домашним воспитателем. В 70-80-х гг. XI в. ад-Д. обучался в Дербенте, Хумайдии (совр. Гемейди), Арджиле (совр. Хелипенджик) и других поселениях «пограничной области» (ас-сагр) Халифата. В частности, «науку хадиса» (‘илм ал-хадис) он изучал под руководством Абу-л-Касима ал-Варрака (ум. между 1098 и 1104 гг.) в мечети своего квартала, шафи‘итское право — у выпускника багдадской мадрасы ан-Низамийа Абу-л-Хасана ал-Басри (ум. в конце XI в.) в соборной мечети Дербента и у Абу Мухаммада ал-Лакзи (ум. в конце XI в.), ученика известного багдадского факиха Абу-л-Касима ал-Исма‘или (ум. в 1084 г.), в Курахе. Большую роль в формировании взглядов ад-Д. сыграли такие дербентские шайхи как Абу Йа‘куб Йусуф ал-Баби ал-Лакзи (ум. до 1089-90 г.), Абу Исхак Ибрахим ал-Га- да’ири (ум. в начале XII в.), Абу Закарийа Йахйа ал-Гада’ири (ум. после 1098 г.) и Абу ‘Абд Аллах Маммус б. ал-Хасан ад-Дарбанди ал-Лакзи (приблизительно 1040-1110 гг.).
К суфизму ад-Д. приобщил вышеупомянутый Абу-л-Касим ал-Варрак. Более углубленное изучение суфийской науки он продолжил в завийи Абу-л-Хасана ал-Джурджани (ум. до 1098 г.) на окраине Дербента. В середине 80-х гг. ад-Д. отправился в традиционные странствия в поисках знаний (рихла). Долгое время жил в Табаристане, там же, в Амуле, окончил мадрасу ан-Низамийа. Абу Са‘д ас-Сам‘ани сообщает, что ад-Д. обучался также в багдадской ан-Низамии. К началу 90-х гг., побывав в Макке/Мекке, ал-Мадине/Медине, Багдаде, Исфахане, Хамадане и других городах Халифата, возвратился в Дербент и основал в нем собственное «собрание» (маджлис). В начале 1098 г. ад-Д. был вынужден покинуть Дербент из-за изменения общественно-политической обстановки в городе. На чужбине он написал главный труд своей жизни — Райхан ал-хака’ик ва-бустан ад-дака’ик («Базилик истин и сад тонкостей») — наиболее значительный из дошедших до нас памятников раннего суфизма на Кавказе, в ту пору северной периферии Халифата. Сочинение, известное в единственном списке 1342-43 г., написано на рубеже XI-XII вв. в жанре энциклопедического словаря и представляет собой свод суфийских теоретических (доктринальных), практических (обрядовых) и специальных (технических) терминов, общеисламских понятий, используемых мистиками и соответствующих их мировоззрению и религиозной практике, а также морально-этических категорий, составляющих суфийский адаб — своеобразный кодекс правил, норм и обычаев мистиков.
Ад-Д. жил в период формирования суфийской идеологии и кодификации практики мусульманского мистицизма, предшествовавший появлению первых структурно оформившихся суфийских братств. Он был знаком со многими выдающимися людьми своей эпохи, в том числе с ал-Газали, творил в той же духовной среде, что и его знаменитый современник. Среди непосредственных наставников ад-Д. — верховный судья Табаристана и руководитель мадрасы ан-Низамийа в Амуле Фахр ал-ислам Абу-л-Махасин ар-Руйани (уб. в 1108 г.), популярный аш‘аритский проповедник Абу ‘Абд Аллах ал-Бакри (ум. в 1105 г.), известный хорасанский поэт Абу-л-Музаффар ал-Абиварди (ум. в 1113 г.), преподаватель мадрасы ан- Низамийа в Багдаде Шаме ал-ислам ‘Имад ад-дин ал-Кийа ал-Харраси (ум. в 1110 г.), имам мечети ал-Мансура в Багдаде Джа‘фар ас-Саррадж (ум. в 1106 г.), авторитетный мухаддис Ибн ал-Кайсарани (ум. в 1113 г.), один из разработчиков ханафитского мазха- ба в Мавараннахре Шаме ал-а’имма ас-Са- рахеи (ум. в 1096-97 или 1107 г.), автор знаменитого «Китаб ал-фирдаус» Ширавайх б. Шахридар (ум. в 1115 г.) и др.
У ад-Д. были свои ученики и последователи в различных областях Халифата. Среди первых — Абу Джа‘фар Мухаммад б. Аби-л-Касим ат-Табари ад-Даниши (ум. в 1131 г.), впоследствии видный деятель шиитского ислама, заслуживший почетное прозвище «Опора религии» (‘Имад ад-дин). Последователем морально-этических взглядов ад-Д. был известный в мусульманском мире традиционалист-шафи‘ит Абу Тахир Ахмад б. Мухаммад ас-Силафи ал-Исфахани (ум. в 1180 г.), для которого Ибн ас-Саллар, влиятельный вазир египетского эмира аз-Захира, построил в Александрии в 1151 г. мадрасу, впоследствии названную его именем. Дом
Титульный лист рукописи «Райхан ал-хака’ик ва-бустан ад-дака’ик»
(РФ ИИАЭ ДНЦ РАН, инв. № 2191).
Фото А.К. Аликберова, 1999 г.
ад-Д. в Дербенте посещали многие видные ученые, среди которых вышеупомянутый ас- Силафи, ученик знаменитого захирита Ибн Хазма (ум. в 1063 г.) Абу ‘Абд Аллах Мухаммад ал-Хумайди (ум. в 1095 г.) и др.
Ад-Д. был сторонником символико-аллегорического толкования Корана (та’вил). Не отвергая общеисламские традиции как таковые, он объективно несколько ограничивал сферу их применения, частично сводя их к традициям суфизма, которые сами по себе были синкретичными. Он не просто следовал традиционному толкованию суфийских терминов, но вводил в традицию новые элементы, главным образом путем включения в нее местного материала. Тем самым ад-Д. обогатил суфийскую традицию, приблизил теоретические положения мусульманского мистицизма к духовным запросам современников и насущным требованиям времени. В этом, пожалуй, и заключается главная ценность Райхан ал-хака’ик с точки зрения развития традиций суфизма, а в более широком смысле — и мусульманской религиозно-философской мысли в целом.
Подчеркивая принадлежность суфийских ценностей к общеисламскому духовному наследию, ад-Д. доказывал «правоверие» суфизма того направления, к которому он сам принадлежал. Тем самым он объективно сделал очередной после Абу-л-Касима ал-Кушайри (ум. в 1072 г.) шаг на пути сближения рационалистического направления мистицизма, восходящего к ал-Джунайду (ум. в 910 г.), и суннитского «правоверия». В этом смысле он выступил как идейный предшественник ал-Газали. Творчество ад-Д. показывает, что философия ал-Газали— не случайное явление в истории ислама: она подготовлена всем ходом предшествовавшего развития мусульманской религиозно-философской мысли.
Анализ Райхан ал-хака’ик позволяет на примере одного региона проследить действие более общих закономерностей развития ислама. В частности, подтверждается вывод о том, что широкое внедрение мусульманской идеологии на Северном Кавказе происходило в форме суфизма. Выявленный на основе сведений источника механизм исламизации региона показывает, что процессы, происходившие на периферии Халифата на ранней стадии распространения ислама, во многом были схожи. Труд ад-Д. представляет особую ценность для понимания процессов формирования локальных форм ислама на Кавказе, диалектического взаимодействия общеисламских и суфийских приоритетов на окраине мусульманского мира (дар ал-ислам), а в конечном счете— самого механизма функционирования ислама как целостной идеологической системы.
Вторую половину своей жизни ад-Д. провел в Багдаде, где и умер, согласно ас-Субки, в месяце шаввал 539 г.х., т.е. между 7 апреля и 5 мая 1145 г.
Лит-ра: ад-Дарбанди. Райхан; ад-Дургили. Нузхат ал-азхан; Аликберов. Автореферат; он же. Эпоха, 276-291.
А.К.Аликберов