‘АДЛ («справедливость», «порядочность») — категория нравственной оценки личности, предполагающая справедливость и правдивость. В Коране ‘адл рассматривается как одно из качеств Аллаха, воздающего равной мерой как за добро, так и за зло. Однако ‘адл Аллаха — это справедливость высшая, недоступная пониманию человека, поэтому он может обращаться к Аллаху только за милостью, но не за справедливостью.
Применительно к человеку ‘адл— это способность заметить и устранить намерение совершить зло (джаур), а также справедливость в общем смысле. Ал-Газали употребляет ‘адл в паре с понятием ихсан («искренность», «совесть»), так что сочетание обретает смысл «справедливость и совесть». Предполагается, что ‘адл должен обладать всякий человек, претендующий на занятие государственной или выборной должности, а также выполняющий какие-либо важные общественные обязанности, как-то: опекунство, поручительство, свидетельство и др. Всякий мусульманин, если он не замечен в предосудительном поведении (фиск, джаур) и запрещенных поступках (харам), рассматривается как ‘адил, то есть имеющий ‘адл. Тот же, кто утратил это качество (фасик, джа’ир), может восстановить его, принеся покаяние (тауба), совершив искупительные действия (каффара) и ведя после этого жизнь достойного мусульманина.
Лит-ра: ал-Газали. Ихйа’. 2, 65; Е. Туап. ‘Adl.— El, NE, 1, 209—210.
А.С.Боголюбов