аз-ЗАМАХ̱ШАРӢ, Мах̣мӯд б. ‘Умар Абӯ-л-К̣а̄сим (1075—1144), прозванный Джа̄р Алла̄х («покровительствуемый Аллахом») и Фахр Х̱ува̄ризм («гордость Хорезма») — богослов-му‘тазилит, законовед ханафитского толка, филолог и литератор. Родился в г. Замахшаре в небогатой семье; учился грамоте и читал Коран под руководством отца, посещал и начальную школу (куттаб); еще в детстве ему отняли сломанную ногу, и он ходил на деревянном протезе. Отец решил, что увечный сын должен учиться портняжному ремеслу, но юноша попросился «в город», то есть в столицу Хорезма Гургандж, где нашел заработок благодаря хорошему почерку. С Гурганджем (его развалины находятся на южной окраине Куня-Ургенча) связана вся остальная жизнь аз-3амахшари; оттуда он выезжал, иногда на значительный срок, но неизменно возвращался в этот город. Там же он умер и похоронен.
Учителями аз-3амахшари в Гургандже были Абу ‘Али Слепой (ал-Хасан б. ал-Музаффар ан-Найсабури), заехавший из Исфахана Абу Мудар Махмуд б. Джарир ад-Дабби Грамматик (ум. в 1113-14 г.), который не только преподавал-одаренному ученику арабский язык и литературу, но и помогал материально, и аз-3амахшари навсегда сохранил о нем благодарную память; шайх ал-Хаййати учил его фикху, имамы Рукн ад-дин Махмуд ал-Усули и Абу Мансур — теологии (двое последних вскоре сами стали учениками аз-3, по тафсиру). Уже в молодые годы аз-3амахшари написал несколько филологических сочинений и стал предлагать свои услуги видным сановникам при дворе сельджукских султанов, посылая им свои хвалебные касиды. Сообщают, что до сорока с лишним лет он «общался с вазирами и царями и наслаждался благами мира», вероятнее всего, при дворе Хорезмшахов. В 1118 г. аз-3амахшари перенес опасную болезнь и переменил образ жизни, перешел к уединению и воздержанию; отдавая досуг литературной работе и преподаванию. Он дважды совершил паломничество в Мекку, где жил по нескольку лет и дружил с шарифом Ибн Ваххасом. По пути он побывал в Багдаде, Дамаске и других городах, где встречался с видными учеными (ад-Дамгани, Ибн аш-Шаджари, ал-Джавалики).
Его учениками были многие филологи, адибы и богословы в Хорезме, Мавераннахре и Хорасане: Абу-л-Му’аййад ал-Муваффак б. Ахмад ал-Макки (Ахтаб Хуваризм— «лучший хатиб Хорезма»), ‘Абд ар-Рахим б. ‘Умар ат-Тарджумани, Мухаммад б. Аби-л-Касим Байджук ал-Баккали ал-Адами, Абу-л-Хасан ‘Али б. Мухаммад ал-Кумрани, Абу ‘Амр ‘Амир б. ал-Хасан ас-Симсар, Абу Са‘д Ахмад б. Махмуд аш-Шати, Абу Тахир Саман б. ‘Абд ал-Малик ал-Факих и др.
Среди сохранившихся трудов аз-3амахшари (ок. 20, по названиям известно ок. 50) преобладают грамматико-лексикографические и литературные; собственно богословским можно считать лишь его комментарий к Корану ал-Кашшаф, оконченный 20 февраля 1134 г. в Мекке в пору творческой зрелости аз-3амахшари. Очевидная му‘тазилитская направленность этого труда проявляется в следующем: во вводной фразе выражена идея сотворенности Корана; аз-3амахшари опирается главным образом на авторитет му‘тазилитских ученых VIII—X вв. из Ирака и Ирана, таких, как ‘Амр б. ‘Убайд, Абу Бакр ал-Асамм, аз-Заджжадж, ал-Джахиз, кади ‘Абд ал-Джаббар и др.; единобожие (таухид), справедливость бога и другие божественные атрибуты аз-3амахшари трактует рационалистически; он обнаруживает в Коране места, где выражены якобы излюбленные идеи му‘тазилитов об «обещании» (ва‘д) и «угрозах» (ва‘ид) бога, о «промежуточном состоянии» (ал-манзила байн ал-манзилатайн), о «предписании делать добро и воздерживаться от неодобряемого»; он делает упор на тщательное филологическое толкование текста Корана, что также очень характерно для му‘тазилитов, и использует это толкование для обоснования своих идейных, позиций. Труд аз-3амахшари — единственный полный му‘тазилитский тафсир, сохранившийся до наших дней; вокруг него возникла значительная критическая литература (опровержения, очищенные от му‘тазилитских идей переработки). Даже противники аз-3амахшари воздавали должное его таланту и последовательности, его лингвистические и стилистические наблюдения ценились высоко, а его нравственный авторитет считался безупречным.
Лит-ра: М. ас-С. ал-Джувайни. Манхадж аз-Замахшари фи тафсир ал-Кур’ан ва-байн и‘джазихи. Каир, 1959; Б. 3. Халидов. Замахшари (о жизни и творчестве).— Семитские языки. М., 1965, 2, 542—556; Б. 3. Халидов, А. Б. Халидов. Биография аз Замахшари, составленная его современником ал-Андарасбани.— ППВ (ежегод.), 1973. 1979, 203—212; А. М. ал-Хуфи. Аз Замахшари. Каир. 1966.
А.Б.Халидов