АЗ̱А̄Н (от азина — «извещать», «объявлять»; синоним нида’—«призыв») — призыв на молитву.
По преданию, азан был установлен Мухаммадом в 622—623 гг. и первоначально состоял в произнесении фразы ас-салат джами‘атан («молитва — вместе»). Выбор устной формы призыва в отличие от известных первым мусульманам соответствующих обычаев иудеев, христиан и «магов» (маджус) был обусловлен существованием сходной практики в доисламской языческой Аравии. Такой же способ призыва на молитву использовали современники и соперники Мухаммада Мусайлима и Саджах, объявленные мусульманским преданием «лжепророками».
Сложившийся постепенно, в течение нескольких веков, суннитский азан состоит из семи формул, которые возвещает му’аззин, а в небольших мечетях сам имам с минарета или непосредственно от мечети, если минарета нет. При этом провозглашающий азан должен повернуться лицом в сторону Мекки (кибла) и держаться за мочки ушей большими и указательными пальцами. Эти формулы таковы: 1. «Аллах велик!» (такбир); 2. «Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха!» (шахада); 3. «Я свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха!» (шахада); 4. «Идите на молитву!»; 5. «Ищите спасения!» (перед утренней молитвой добавляются еще слова «Молитва лучше сна!»—дважды (тазвиб); 6. «Аллах велик!» (такбир); 7. «Нет божества, кроме Аллаха!» (шахада). Каждая из этих формул произносится 2—4 раза, и между сторонниками различных мазхабов по этому поводу существуют разногласия. Шииты добавляют между 5-й и 6-й формулами слова: «Идите на лучшее дело!». Азан исполняется нараспев. Услышав азан, мусульманин должен остановиться и повторять его, произнося вместо 4-й и 5-й формул слова: «Сила и могущество только у Аллаха!», а перед утренней молитвой заменяя тазвиб формулой: «Ты сказал то, что истинно и справедливо!». Азан шепчут ребенку в правое ухо через некоторое время после рождения. Так же поступают и с человеком, которым, как считают, овладели злые духи. После азана непосредственно перед началом молитвы следует второй призыв (икама), состоящий из тех же формул. В течение ночи для тех, кто хочет проявить особое рвение в вере, дважды звучит призыв на молитву. Первый называется улйа, второй — абад.
Петрушевский. Ислам, 74—75; Лэйн. Нравы, 83, 96—97; I. К. A. Howard. The development of the adhan and iqama of the salat in early Islam.—JSS. 1981, 26, 219—228: Th. W. Juynboll. Adhan.—El, NE, 1, 187—188.
Е.А.Резван