АЙЙӮБ — коранический персонаж, один из праведных «слуг Аллаха», пророк, соответствующий библейскому Иову, чью историю Коран упоминает в назидание неверующим среди примеров того, что Аллах в конце концов помогает тем, кто на него полагается и предан ему. Аййуб в беде, насланной на него Шайтаном, воззвал к Аллаху, и тот возвратил ему потерянную семью и даровал источник (омыть раны): «Ударь своей ногой! Вот омовение холодное и питье». Коран особо подчеркивает терпеливость Аййуба (21:83—84; 38:41/40— 44/43; 4:163/161; 6:84).
Объясняющее эти места Корана предание подробно излагает историю Аййуба-Иова, основные мотивы которой следующие. Аййуб был богатым и благочестивым человеком и даже пророком в Хауране. Аллах подверг его испытанию, отдав его во власть Шайтана. От насланных им болезней тело Аййуба покрылось гнойными язвами, и он с женой был вынужден поселиться вдали от людей. Несмотря на новые и новые беды, насылаемые Шайтаном, Аййуб не переставал верить в помощь Аллаха. После его мольбы о помощи Джибрил приказал ему топнуть ногой, и в том месте забил источник, который залечил раны и утолил его жажду. Неясный коранический приказ: «И возьми рукой своей пучок, и ударь им, и не греши!» (38:44/43) — толкуется как приказ выполнить обещание наказать собственную жену, которая однажды усомнилась в том, что Аллах поможет ее мужу.
С именем Аййуба сейчас связывают ряд топонимов (источники, колодцы, камни) в Сирии, Палестине, Египте, Средней Азии. В мусульманской магии молитвы Аййуба используются как обереги от болезней.
Коранический рассказ явно использует известный сюжет, так как, с одной стороны, его детали весьма близки к библейскому рассказу и его агадическим толкованиям, а с другой— непонятны без знания этого рассказа. Судя по приводимым «цитатам», Коран не просто использует известный сюжет, но и напоминает слушателям известный им рассказ, видимо бытовавший в Аравии. В дальнейшем библейский текст и библейские комментарии были широко использованы мусульманским преданием, излагающим историю Аййуба-Иова.
Лит-ра: ат-Табари. Тафсир, 17, 42—58; ас-Са‘лаби. Кисас, 86—92; ал-Киса’и. Кисас, 179—190; ал-Байдави. Тафсир, 2, 188—189; Horovitz. Untersuchungen, 100; Speyer. Erzählungen, 410—413; Sidersky. Les origines, 69—72; Paret. Kommentar, 422; Beltz. Sehnsucht, 131 —132; Gaudefroy-Demombynes. Mahomet, 382; M. Seligsohn. Aiyub.— El, 1, 232 — 233; A. Jeffery. Ayyub.— El, NE, 1, 819.
М.Б.Пиотровский