ал-АЗХАР (сокращение от ал-Джа̄ми‘ ал-Азхар — «Светозарнейшая соборная мечеть») — название мечети и учебного заведения в Каире, основными предметами преподавания в котором являются фикх, арабский язык и литература, коранические дисциплины и хадисоведение. Ал-Азхар построен в 970—972 гг. по распоряжению военачальника Джаухара одновременно с самим городом, ставшим новой столицей исма‘илитской династии Фатимидов (909—1171). Благодаря дарам фатимидских халифов мечеть ал-Азхар процветала, в ней велось также преподавание. После взятия Каира Салах ад-дином в 1171 г. ал-Азхар утратил былое значение и превратился в рядовую мечеть, где преподавание продолжалось, но уже в суннитском духе. При мамлюкском султане аз-Захире Байбарсе (1260—1277) ал-Азхар получил ряд вакфных пожертвований, за счет которых отремонтировали обветшавшее здание и улучшили содержание преподавателей и учащихся; с 1266 г. в нем возобновили чтение хутбы. В XIV—XV вв. близ ал-Азхара было выстроено несколько мадрас, которые позже были присоединены к нему. Когда Египет вошел в состав Османского государства (с 1517 г.), египетские вакфы оскудели и зависевшая от них система образования пришла в упадок, многие мадраса прекратили существование. На этом фоне ал-Азхар, как крупный комплекс из соборной мечети и мадрасы, оставался важным оплотом юридическо-богословских дисциплин и арабской филологии на Ближнем Востоке; учились в нем не только каирцы — со всех концов Египта, из других стран, особенно африканских, в него стекались те, кто стремился изучать эти предметы. В XVIII в. ал-Азхар возвысился еще более и стал фактически общемусульманским центром традиционного образования и наук.
Ал-Азхар веками служил священным убежищем, где горожане собирались в дни бедствий, а также и пристанищем для гонимых и странников; в нем селилась часть преподавателей и учащихся, особенно иногородних и иноземных; паломники подолгу дожидались в нем отправления каравана в Аравию, а потом — возвращения домой; суфии устраивали в нем свои зикры. С ал-Азхаром связана на какой-то период жизнь и деятельность ряда выдающихся людей: физика Ибн ал-Хайсама (ум. ок. 1039 г.), врача ‘Абд ал-Латифа ал-Багдади (ум. в 1231 г.), поэта-суфия ‘Умара б. ал-Фарида (ум. в 1234 г.), факиха и историка Ибн Халдуна (ум. в 1406 г.), лидера реформаторского движения в исламе Мухаммада ‘Абдо (ум. в 1905 г.) и др. За тысячелетнюю историю Каира многие знаменательные события разворачивались в стенах ал-Азхара и на площади перед ним. ‘Улама’ ал-Азхара возглавили движение против французской оккупации в начале XIX в.
В последней четверти XIX в. начался длительный и небезболезненный процесс модернизации учебных программ, внутреннего распорядка и организационной структуры ал-Азхара; этот процесс тесно переплетался с реформами системы образования в Египте на различных этапах его общественно-политического развития. Постепенно ал-Азхар достиг университетского статуса. По «Закону о развитии ал-Азхара» (1961 — г.) были созданы светские факультеты. После этого в ал-Азхаре стало девять факультетов: основ религии, шари‘ата, литературный, административных дел и торговли, политехнический, сельскохозяйственный, медицинский, педагогический, женский.
Ал-Азхар располагает богатым собранием арабских рукописей (свыше 20 тысяч томов) и печатных изданий. При нем функционирует Академия исламских исследований и ряд других религиозных институтов и учреждений; он выпускает свои журналы, программы и т. п. Поныне ал-Азхар остается крупнейшим центром подготовки богословов и служителей культа для всех стран распространения ислама.
Лит-ра: Мухаммад ‘Абд ал-Мун‘им Хафаджи. Ал-Азхар фи алф ‘ам. 1—3. Каир, 1374/[1955]; А. Е. Крымский. История новой арабской литературы XIX—XX вв; М., 1971; J. Heyworth-Dunne. An Introduction to the History of-Education in Modern Egypt. L., 1939; J. Jomier. Al-Azhar.— EI, NE, 1, 837—844.
А.Б.Халидов