ал-АНС̣А̄РӢ ал-ХАРАВӢ, Абӯ Исма̄‘ӣл ‘Абдалла̄х б. Мух̣аммад (1006—1089) — известный суфий—ханбалит, родом из Герата. Отец его был суфием и сам познакомил сына с началами мистицизма. В девятилетием возрасте ‘Абдаллах начал обучаться хадисам и тафсиру под руководством ведущих гератских традиционалистов-шафи‘итов, из которых наибольшее влияние на него оказали Абу Мансур ал-Азди (ум. в 1018 г.), Абу-л-Фадл ал-Джаруди (ум. в 1023 г.) и Йахйа б. ‘Аммар (ум. в 1031 г.). Хотя его учителями были шафи‘иты, сам он в силу своей особой приверженности Корану и сунне стал ревностным последователем ханбалитского мазхаба. В целях продолжения обучения ал-Ансари ал-Харави в 1026 г. отправился в Нишапур, затем в Тус и Бистам. В 1031 г. он ненадолго остановился в Багдаде, где посещал занятия видных ханбалитских мухаддисов. Вскоре после этого он встретился со знаменитым персидским суфием Абу-л-Хасаном ал-Харакани (ум. в 1033-34 г.). Встреча с этим малообразованным восьмидесятилетним старцем, последователем традиции Абу Йазида ал-Бистами, сыграла решающую роль в его жизни и духовном развитии. Затем он вернулся в Герат, где стал заниматься обучением и вел активную полемику против му‘тазилитов и аш‘аритов.
С захватом в 1041 г. Восточного Ирана Сельджуками для ал-Ансари ал-Харави начался период гонений — над ним нависла угроза расправы, трижды его ссылали. Последние двадцать лет его жизни, хотя преследования окончательно не прекратились, прошли более спокойно — он пользуется признанием, слава его выходит далеко за пределы Герата, халиф ал-Ка’им посылает ему почетные одежды. В конце жизни он потерял зрение и умер в родном городе, удостоенный титула шайх ал-ислам.
Место ал-Ансари ал-Харави в истории ислама в значительной мере определяется тем, что процессу проникновения в богословские науки методов рационалистического рассуждения, затронувшему и суфизм, он противопоставил учение, в котором религиозный закон (аш-шари‘а) и божественная истина (ал-хакк), которые у многих суфиев фактически не согласовывались между собой, оказались органично взаимосвязанными. Согласно ал-Ансари ал-Харави, суфизм только углубляет понимание Корана и сунны и является их продолжением. В этом отношении ал-Ансари ал-Харави был предшественником другого великого суфия-ханбалита — ‘Абд ал-Кадира ал-Джилани (ум. в 1166 г.). Исходя из убеждения, что вера не нуждается в доказательствах разума, которые только разрушают ее, ал-Ансари ал-Харави считал спекулятивное богословие (калам) «предосудительным новшеством» (бид‘а) и боролся с ним всю свою жизнь. В вопросах психотехники он выступал против крайностей «пути», большое значение придавал любви к богу (махабба) и призывал учеников постоянно и строго контролировать свои мистические переживания. Биографы единодушно восхваляют его необычайное благочестие и широту познаний во всех областях религиозных наук. Рвение ал-Ансари ал-Харави в следовании Корану и сунне и его приверженность школе Ибн Ханбала служили причиной обвинений его в слепом фанатизме и антропоморфизме.
Тематика сочинений ал-Ансари ал-Харави, написанных на арабском и персидском языках, отражает его разносторонние интересы. Из нескольких теоретических трактатов по мистицизму выделяется Маназил ас-са’ирин — краткое оригинальное руководство, о значении которого в истории суфизма можно судить уже по целому ряду комментариев на него (один из самых известных — Мадаридж ас-саликин Ибн Каййима ал-Джаузии, ум. в 1350 г.). Его Мунаджат и другие произведения в рифмованной прозе (садж‘) и стихах, содержащие молитвы и сентенции, занимают место среди лучших образцов персидской литературы. Замм ал-калам ва ахлихи стало одним из основных источников по истории борьбы против рационалистического богословия в исламе. Большинство сочинений ал-Ансари ал-Харави изданы и переведены на европейские языки.
Среди учеников ал-Ансари ал-Харави выделяются суфии-традиционалисты Му’тамин ас-Саджи (ум. в 1113 г.), Ибн Тахир ал-Макдиси (ум. в 1113 г.) и Абу-л-Вакт ас-Сиджзи (ум. в 1157 г.). Однако наиболее выдающимся его последователем был Йусуф ал-Хамадани (ум. в 1140 г.), к которому восходят духовные родословные суфийских братств йасавийа и хваджаган.
Лит-ра: Ибн Аби Йа‘ла. Табакат ал-ханабила, 2, 247—248; ас-Субки. Табакат, 3, 117—131; Ибн Раджаб. Зайл, 1, 50—68; Djami. Nafahat, 376—380; В. А. Жуковский. Песни Гератского старца.— Восточные заметки. СПб., 1895, 79—113; Бертельс. Суфизм, 300—310; Н. Ritter. Philologika VIII: Ansari Herewi-Sena’i Gaznewi.— DI. 1934, 22, 85—105; S. de Beaurecueil. Khwaja Abdullah Ansari, mystique hanbalite. Beyrouth, 1965; он же. La structure du Livre des etapes de Khwaja Abdullah Ansari.— MIDEO. 1972, 11, 77—125; он же. Le langage image du livre des etapes de Hwaga Abdallah Ansari, mystique hanbalite du Ve’/XIe siecle.— BEO. 1978, 30, 33—44; он же. Al-Ansari al-Harawi.— EI, NE, 1, 515.
А.Р.Петросян