ал-АШ‘АРӢЙА — аш‘ариты, название одной из основных школ калама, видными представителями которой были ал-Аш‘ари (ум. в 935 г.), ал-Бакиллани (ум. в 11013 г.), Ибн Фурак (ум. в 1015 г.), Абу Исхак ал-Исфара‘ини (ум. в 1027 г.), ‘Абд ал-Кахир ал-Багдади (ум. в 1037 г.), ал-Джувайни (ум. в 1085 г.), аш-Шахрастани (ум. в 1153 г.) и Фахр ад-дин ар-Рази (ум. в 1209 г.).
Основные труды аш‘аритов, особенно относящиеся к периоду формирования школы, до нас не дошли; согласно сведениям, сохранившимся об этих работах, аш‘ариты продолжали в них рационалистическую линию му‘тазилитов в неблагоприятных для этого условиях. По словам Ибн Таймии, современники называли аш‘аритов «последышами му‘тазилитов». В области мировоззрения аш‘ариты, как правило, утверждали приоритет разума (‘акл) перед религиозной традицией (накл) и оставляли за шари‘атом фактически лишь функцию регулятора практической жизни мусульман. Аш‘ариты отвергали таклид — слепое следование религиозным авторитетам без предварительного сомнения в истинности их суждений, иногда даже отрицая правомерность причисления к верующим мукаллидов —людей, следующих таклиду.
В вопросе об отношении творца к своим творениям у аш‘аритов намечается тенденция к отрицанию теистического рядополагания бога миру в пространстве и времени и утверждению его имманентности миру, что нашло отражение в их учении: «Бог находится рядом с каждой вещью и в каждой вещи, то есть связан с ней своим бытием» (Ибн Рушд. Тахафут ат-тахафут. Каир, 1969, 180). Указывая на совпадение в этом вопросе взглядов аш‘аритов и восточных перипатетиков, аш-Шахрастани писал: «То, что вы (фаласифа) называете “мышлением [бога]”, мы (аш‘ариты) называем „извечным знанием”, а то, что вы называете „провидением”, мы называем „извечной волей”. И подобно тому как, с вашей точки зрения, провидение основывается на знании, точно так же, с нашей точки зрения, воля бывает направлена на предмет воления в соответствии со знанием. Между тем и другим учением нет никакой разницы» (аш-Шахрастани. Нихайат ал-икдам фи ‘илм ал-калам. Бейрут, [б. г.], 18).
Большинство аш‘аритов отрицало существование естественных причинно-следственных связей между явлениями, но это не означало для них перехода на позиции окказионалистского индетерминизма. Закономерный характер происходящих в мире процессов аш‘ариты объясняли «обычаем» (‘ада), который введен богом и не нарушается им, поскольку царящий во вселенной порядок «предопределен» извечным знанием Аллаха. «Ал-Аш‘ари и его последователи, — свидетельствовал оппонент аш‘аритов, му‘тазилит Ибн Аби-л-Хадид, — учат, что невозможно, чтобы мир был иным, чем он есть, ибо невозможно, чтобы извечная воля [бога] стала другой, изменив свою сущность. То же самое они говорят и об изменяющихся частях мира, о состояниях движения и покоя, телах и акциденциях» (Ибн Аби-л-Хадид. Шарх нахдж ал-балага. 1. Каир, 1959, 163). Аш‘ариты выдвинули «принцип допустимости» («все, что можно вообразить, допустимо также и для мысли»), являющий собой разновидность типичного для средневекового способа философствования метода «воображаемых допущений», который заключал в себе разнообразные эвристические потенции, в том числе и для развития неаристотелевской натурфилософии. Следуя этому принципу, Фахр ад-дин ар-Рази, например, допускал существование наряду с нашим миром «тысячи других миров».
Отличие аш‘аритов от му‘тазилитов заключалось главным образом в более осторожном решении ими ряда вопросов, специфических для калама: они признавали извечность некоторых божественных атрибутов («атрибутов сущности», таких, как знание, воля и т. п.); отрицали «сотворенность» Корана в отношении «смысла», различая в этой связи «чувственную», «словесно выраженную» речь (калам хисси, калам лафзи) и речь «внутреннюю», «про себя» (калам нафси); стремились согласовать точки зрения кадаритов и джабритов, придерживались концепции касба; признавали возможность «лицезрения» (ру’йа) праведниками бога в потустороннем мире, отрицая вместе с тем возможность объяснения этого. Однако по многим. проблемам калама и среди самих аш‘аритов не было единства мнений. Так, ал-Бакиллани и ал-Джувайни решали проблему соотношения божественных атрибутов и божественной сущности в духе концепции «модусов» (ахвал), которую отвергал аш-Шахрастани. Ал-Бакиллани развивал учение о существовании предела делимости тел (атома), тогда как ал-Джувайни и Фахр ад-дин ар-Рази оставляли вопрос о делимости тел до бесконечности открытым.
Защищая калам от нападок ханбалитов и захиритов, аш‘ариты прибегали к такийа. Они, в частности, подчеркивали свои расхождения с му‘тазилитами, декларировали приверженность учению «поборников сунны и согласия» (ахл ас-сунна ва-л- джама‘а), объявляя свои доктрины вершиной этого учения, приписывали ал-Аш‘ари традиционалистски-ханбалитские по содержанию сочинения (ал-Ибана ‘ан усул ад-дийана и др.). Наряду с этой оборонительной тактикой в творчестве аш-Шахрастани и Фахр ад-дина ар-Рази наблюдается тенденция к сближению калама с перипатетической философией, увенчавшаяся вскоре соединением той и другой науки (см. калам). Идеи аш‘аритов получали распространение преимущественно в среде шафи‘итов.
см. литературу к статье ал-Аш‘ари.
Т.К.Ибрагим, А.В.Сагадеев