ал-БАДАВӢЙА (или ал-ах̣мадӣйа) — суфийское братство (тарика), основанное Ахмадом ал-Бадави (ум. в 1276 г.) в Египте.
Согласно традиции, ал-Б. входит в число 12 материнских братств; свою силсила возводило к ‘Али б. Аби Талибу. Практика мистического пути ал-бадавийа была близка к практике братств кадирийа и рифа‘ийа. Организационные основы ал-бадавийа не были четко определены. Руководители местных и региональных обителей (завийа) и общин подчинялись главе братства номинально и очень редко обращались к нему с просьбой об инвеституре. Резиденция руководителя братства находилась в г. Танте — главном святилище и месте паломничества (зийара). Пост руководителя стал наследственным после смерти в 1333 г. преемника основателя братства Салиха ‘Абд ал-‘Ала. В XIV и XV вв. некоторые мамлюкские султаны — правители Египта поддерживали контакты с ал-бадавийа. Например, ал-Ашраф Ка’ит-бей (1467—1496) считался горячим приверженцем братства, а во время похорон жены султана Хушкадама в 1466 г. ее тело было покрыто красным плащом ал-бадавийа; в ежегодных празднествах, проводимых ал-бадавийа в г. Танте, принимали активное участие многие мамлюкские эмиры и воины. В течение длительного времени (вплоть до 50-х годов XX в.) ал-бадавийа сохраняло свое влияние среди народных масс Египта и было весьма многочисленным. Оно дало начало не менее 15 ответвлениям, некоторые из них стали самостоятельными тарика (например, дасукийа-бурханийа). Эти ветви действовали не только в Египте, но и в Ливии, Сирии, Тунисе, Хиджазе и Палестине, в городах которой Яффе и Газе еще в 40-х годах XX в. отмечалась активная деятельность общин и групп, связанных с ал-бадавийа. Культ братства больше напоминает народный культ, впитавший в себя многие доисламские и дохристианские обычаи и верования жителей Египта. Видимо, в этой связи ‘Абд ал-Ваххаб аш-Ша‘рани (1493—1565) обвинял ал-бадавийа в отступничестве и отходе от шари‘ата.
Отличительный цвет одежды ал-бадавийа — красный; красными были плащи (хирка) и конусообразные шапки-колпаки, сшитые из 12 клиньев, а также знамена. Общие радения (хадра) обычно проводились по средам в центральной обители в г. Танте в специальном помещении (тахдир-хана) и в Каире в мечети ал-Хусайна. Ритуал хадра — зикр и движение по кругу под пение особого певца и под аккомпанемент наигрыша на барабане. Двигаясь по кругу, участники радения время от времени отвешивали поясные глубокие поклоны, протягивая при этом руки вперед; при встрече члены ал-бадавийа пожимали друг другу руки.
Братство отмечало три праздника в году. Даты исчислялись по коптскому солнечному календарю. Дата первого праздника соответствует дню «крещения господня», а даты двух других связаны со сроками подъема воды в Ниле (культ плодородия). За порядком во время праздников наблюдала особая охрана из членов ал-бадавийа — аулад Нух («потомки Ноя»); на поясе у них— деревянный меч, в руках — веревочная плеть, на шее — разноцветные бусы, ниспадающие на грудь; на верхушке головного убора — пучок из цветных веревочек.
Литература: аш-Ша‘рани. Табакат, 1, 155—159; Lane. Manners, Index; Littmann. Ahmad al-Badawi, Index; Trimingham. Orders, Index; Schimmel. Dimensions, 249; de Yong. Sufi Orders, 152, 156, 174; Popovič. Orders; K. Vollers— E. Littmann. Ahmad al-Badawi.— EI, NE, 1, 280—281.
О.Ф.Акимушкин