ал-БА̄Т̣ИНӢЙА (от ба̄т̣ин—«внутреннее», «скрытое») — батиниты, общее название сторонников свободного, аллегорического толкования Корана и сунны, искавших в них «тайный», эзотерический смысл. В противоположность буквалистам захиритам батиниты воспринимали «внешнее», «явное» в сакральных текстах как символы, намеки на сокровенные истины. Обоснование необходимости аллегорического толкования с целью «раскрытия» истинного смысла батиниты нашли в самом Коране, где в различных аспектах «внешнему», «явному» (захир) противопоставляется «внутреннее», «тайное» — явная и тайная милость Аллаха (31:20/19), явный и скрытый грех (6:120), явный и тайный Аллах (57:3), милосердие («внутренность») и наказание («наружность») (57:13) и др.
Метод аллегорического толкования Корана (та’вил) зародился в VIII в. в среде «крайних» шиитов в Ираке, некоторые аспекты его имеют параллель в иудейско—христианской экзегезе и у гностиков. «Крайний» шиит из Куфы ал-Мугира б. Са‘ид (казнен в 736 г.) толковал отказ гор нести веру (К. 33:72) как непризнание ‘Умаром прав ‘Али на халифат. Другой «крайний» шиит, Абу Мансур ал-‘Иджли, утверждал, что упомянутые в Коране «небеса» символизируют хашимитов (род Мухаммада), а «земля» — их приверженцев — шиитов. Ему же приписывается ставшая ключевой в шиитском исламе идея о том, что Пророк принес откровение (танзил), сообщил текст Корана, толкование же его (та’вил), раскрытие истинного смысла откровения возложено на имамов. Аллегорическое толкование проповедовали хаттабиты, разработавшие учение о существовании в каждом поколении «говорящего» имама (натик), публично провозглашающего религиозные истины, и «безмолвного» (самит), интерпретирующего их «избранным» (ал-хасса). Эти идеи были восприняты и получили дальнейшее развитие в среде исма‘илитов, в религиозно-философской доктрине которых понятия батин, та’вил, ал-хасса заняли исключительно важное место. На этом основании средневековые мусульманские доксографы относили к батинитам прежде всего исма‘илитов всех направлений и региональных прозвищ (саб‘иты, карматы, та‘лимиты, мулхидун, нусайриты, друзы и др.). За исма‘илитами название батиниты закрепилось, видимо, лишь с X в. (ранние доксографы ан-Наубахти, ал-Аш’ари их так не называли). К батинитам мусульманские богословы относили также различные социально-религиозные движения и общины маздакитско—хуррамитского типа (ал-бабакийа, ал-мухаммира и т. п.) и суфиев, опиравшихся на эзотерический смысл Корана и в той или иной мере допускавших символическое толкование сакральных текстов. В полемической литературе батинитами нередко называли му‘тазилитов, «философов» (фаласифа) и последователей других рационалистических идей в исламе.
Лит-ра: ал-Багдади. Ал-Фарк, 281—312; аш-Шахрастани. Книга о религиях, 148, 165, 168, 229; Ибн ал-Джаузи. Талбис, 102 и сл.; Галиб. Ал-Харакат ал-батинийа; М. G. S. Hodgson. Batiniyya.— EI, NE, l, 1131-1133.
С.М.Прозоров