Исламология
    Исламология
    • Главная
    • Указатели
      • Архитектурные памятники
      • Государства, династии, партии
      • Искусство, обычаи, праздники
      • Исторические события
      • Персоналии
      • Правовые толки
      • Письменные памятники
      • Правовые термины
      • Религиозные и философские термины
      • Религиозные и философские течения
      • Топонимы
      • Этнонимы и языки
    • О нас
    • Контакты
      • Главная
      • Указатели
        • Архитектурные памятники
        • Государства, династии, партии
        • Искусство, обычаи, праздники
        • Исторические события
        • Персоналии
        • Правовые толки
        • Письменные памятники
        • Правовые термины
        • Религиозные и философские термины
        • Религиозные и философские течения
        • Топонимы
        • Этнонимы и языки
      • О нас
      • Контакты
      Расширенный поиск
      Исламология
      Исламология
      • Главная
      • Указатели
        • Архитектурные памятники
        • Государства, династии, партии
        • Искусство, обычаи, праздники
        • Исторические события
        • Персоналии
        • Правовые толки
        • Письменные памятники
        • Правовые термины
        • Религиозные и философские термины
        • Религиозные и философские течения
        • Топонимы
        • Этнонимы и языки
      • О нас
      • Контакты

        АЛ-ГАДА’ИРИ

        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 16 марта, 2022
        Содержание
        • 1.
          Статья.
        • 2.
          Литература.
        • 3.
          Автор.

        ал-Гада’ири, Ахмад б. ал-Хусайн б. ‘Убайд Аллах аш-Ши‘и (ум. в середине XI в.) — верховный судья (кади ал-кудат) Баб ал-абваба (Дербента). Его отец, Абу ‘Абд Аллах ал-Гада’ири (ум. в 1020 г.), — автор многих сочинений и духовный наставник таких известных представителей шиитского ислама, как Абу-л-‘Аббас ан-Наджаши (ум. в 1058 г.) и Абу Джа‘фар ат-Туси (ум. в 1067 г.). Выдвижению ал-Г. на столь важный пост (кади ал-кудат) способствовали Буиды, в своих политических целях поддерживавшие деятельность шиитов-имамитов. Братья ал-Г. также получили назначения в различных областях Халифата: ‘Али б. ал-Хусайн вскоре после смерти отца переселился в Нисабур/Нишапур, поэтому все его потомки имели нисбу ан-Найсабури; следы ‘Абд Аллаха б. ал-Хусайна затерялись в Ширване.

        Ал-Г. учился у своего отца вместе с ан-Наджаши. Долгое время он был духовным главой шиитской общины Дербента. Как кади ал-кудат ему подчинялись все судьи в Дербентском эмирате. «Райхан ал-хака’ик» Мухаммада ад-Дарбанди (ум. в 1145 г.) содержит сведения о том, что ал-Г. покровительствовал многим ученым, руководил маджлисом Абу Му‘аммара ‘Амра б. ал-Хасана ал-Баби, известного как Ибн ал-Маслама (ум. в конце XI в.).

        Среди учеников и последователей ал-Г. особое место занимают его сыновья. Один из них — Абу Исхак Ибрахим (ум. в начале XII в.). По сообщению Мухаммада ад-Дарбанди, который учился у него в Дербенте, главным авторитетом для Абу Исхака, после его отца и деда, был литератор (адиб) Абу ‘Абд Аллах Мухаммад б. Тахир ат-Туси (ум. в 1120 г.), который, в свою очередь, учился в Багдаде у известного суфия Абу ‘Абд ар-Рахмана ас-Сулами (ум. в 1021 г.). Второй сын ал-Г. — Абу Закарийа’ Йахйа (ум. после 1098 г.) — также был наставником Мухаммада ад-Дарбанди. Оба сына ал-Г., которые обучались праву у местного шафи‘ита Абу ‘Абд Аллаха ал-Хусайна ал-Лакзи, до конца своей жизни жили в Дербенте, занимая там должности квартальных судей. Третий сын ал-Г. — Абу Сулайман Да’уд ал-Факих — поселился в Макке/Мекке, в свое время учился в Дербенте у Абу ‘Абд Аллаха ал-Лакзи, как и его братья.

        Ал-Г. умер и похоронен в Дербенте, что подтверждается эпиграфическим материалом. Намогильная стела с эпитафией, ему посвященной, сохранилась и находится ныне в Махачкале.

        Нижняя часть надмогильной стелы Ахмада ал-Гада’ири. Фото А.К.Аликберова, 1999 г.

        Нижняя часть надмогильной стелы Ахмада ал-Гада’ири. Фото А.К.Аликберова, 1999 г.

        Лит-ра: ат-Туси. Фихрист, 9; ан-Наджаши. Ар-Риджал, 54–55; ад-Дарбанди. Райхан; Лавров. Эпиграфические памятники, 69; Шихсаидов. Эпиграфические памятники, 167—169; Аликберов. Эпоха, 242–245.

        А.К.Аликберов

        Категории:
        Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018Персоналии
        Теги:
        ДагестанДербенткадиСеверный Кавказ
        Рекомендуемые публикации схожей тематики
        ХУШТАДА
        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 19 октября, 2022
        ЧЕЧЕНО-ИНГУШЕТИЯ
        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 5 июля, 2022
        ал-Фукка‘и
        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 5 июля, 2022
        Уджагъабыр
        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 1 июля, 2022