ал-ГИДЖДУВА̄НӢ (ал-Гудждува̄нӣ), хва̄джа ‘Абд ал-Х̱а̄лик̣ б. ‘Абд ал-Джамӣл (‘Абд ал-Джалӣл) — основатель самостоятельной школы среднеазиатского мистицизма, известной как ходжаган (хваджаган), учение которой было впоследствии полностью воспринято основателем братства накшбандийа. Родился в крупном торговом селении Гидждуван (Гудждуван) под Бухарой в семье имама. Умер в 1180 или 1220 г. и похоронен в Гидждуване. Приехав в Бухару в возрасте 22 лет, ал-Гидждувани встретился со знаменитым мистиком Абу Йа‘кубом Йусуфом ал-Хамадани (ум. в 1140 г.), который ввел его в братство суфиев и от которого он принял хирку духовного заместителя (им. п. халифа).
На формирование взглядов ал-Гидждувани заметное влияние оказали учения маламатийа и движение каландарийа. В небольших по объему нескольких произведениях, которые традиционно ему приписывают, ал-Гидждувани выступал с позиций «правоверного» мусульманина, занятого мистико-аскетической практикой: обязательное исполнение предписаний шари‘ата, сунны Пророка и искоренение предосудительных «новшеств» в суфизме. Он ввел тихий и молчаливый (мысленный) зикр с задержкой дыхания (хабс-и дил), который, как сообщают, во сне ему объяснил ал-Хизр. Ал-Гидждувани призывал к добровольной бедности, отказу от мирских наслаждений и строгому аскетизму. Он считал предосудительными любые контакты с властями предержащими и выступал против поступления на государственную службу. Ал-Гидждувани ввел строгий кодекс поведения для своих последователей и даже проповедовал идеи безбрачия. Он неодобрительно относился к строительству обителей (ханаках) и проживанию в них; не выступая в принципе против радений с музыкой (сама‘), он полагал, что они должны занимать значительно меньшее место в религиозной жизни суфиев.
Ал-Гидждувани разработал восемь основных принципов своего учения. Впоследствии Баха’ ад-дин Мухаммад Накшбанд (1318—1389), реформировав учение ал-Гидждувани, полностью принял все эти положения, добавил к ним еще три и основал новое братство — накшбандийа, или накшбандийа-ходжаган.
До нас дошли следующие сочинения ал-Гидждувани: Рисала-йи тарикат, Рисала-йи Сахабийа, Васийат-наме, Зикр-и ‘Абд ал-Халик Гидждувани.
Лит-ра: Мухаммад Парса. Фасл ал-хитаб. Рук. ЛО ИВАН, В 3695, 97б-101а; Рашахат, 18—27; Djami. Nafahat, 431—433; Хазинат, 1, 532—534; В. А. Жуковский. Древности Закаспийского края: Развалины старого Мерва. СПб., 1894, 171 — 172; Storey, PL, 1/2, 1055; Rizvi. Muslim revivalist, 176—177; Brown. Darvishes, 435—436.
О.Ф.Акимушкин