ал-ДЖА̄ХИЛӢЙА («неведение») — эпоха язычества, обозначение времени до ислама и религиозного состояния жителей Аравии до появления Мухаммада. Более точно под ал-джахилийа подразумевается время жизни людей без пророка — между ‘Исой и Мухаммадом. В этом своем наиболее характерном значении корень ДжХЛ противостоит ‘ЛМ, то есть «знанию» в противоположность «невежеству». Кораническое упоминание «первой» джахилии (33:33), возможно, означает древнее язычество до появления христианства. Термин ал-джахилийа выражает важную концепцию ислама— представление о резком разрыве его с предшествующей эпохой, с ее идеалами и обычаями. Предшествующее время и считается периодом неведения, сменившимся просвещенным временем ислама. Прилагательное джахили чаще всего применяется по отношению к доисламским арабским поэтам и их поэзии.
Разрыв ислама с доисламскими общественными структурами и обычаями на самом деле был далеко не так резок, как это декларируют Коран (о термине ал-джахилийа см. 3:154/148; 5:50/55; 33:33; 48:26) и мусульманские богословы. Термин ал-джахилийа в раннеисламскую эпоху противопоставляется не столько «знанию», сколько благоразумию (хилм) и означает грубость, жестокость, подчинение человека своим страстям и желаниям, беспорядочность жизни. В Коране термин ал-джахилийа как «языческое прошлое» сохранил оттенок именно такого смысла (например, «ярость джахилийская», 48:26).
Лит-ра: ат-Табари. Тафсир, 4, 94; ал-Байдави. Тафсир, 1, 180, 261, 2, 128; Лисан ал-‘араб, 13, 137—138; MSt, 1, 219—229; Bravmann. Background, Index; 7. Izutsu. God and Man in the Koran. Tokyo, 1964, 1938—229; T. H. Weir. Djahiliya.—EI, 1, 1041 — 1043; Djahiliyya.—EI, NE, 2, 383 — 3384.
М.Б.Пиотровский