ал-ДЖӢЛА̄НӢ (Гӣла̄нӣ), Мухйӣ ад-дӣн ‘Абд ал-К̣а̄дир б. Абӣ С̣а̄лих̣ Джангӣдӯст (1077—1166) — ханбалитский проповедник и богослов, суфийский шайх. Родился в селении Нифа (Найфа) в провинции Гилан (Иран), перс по происхождению (судя по прозванию отца). В возрасте 18 лет ал-Джилани прибыл в Багдад, где посещал лекции многих ученых; курс ханбалитского права он прослушал у Абу-л-Вафа’ Ибн ‘Акила (ум. в 1119 г.) и у кади Абу-с-Са‘ида ал-Мубарака ал-Мухаррими. Последний в 1100 г. даровал ему хиркат ал-хидрийа, хотя до этого ал-Джилани не только не имел никаких связей с суфиями, но даже отказался посещать лекции в Мадраса Низамийа, поскольку там преподавал Ахмад ал-Газали (ум. в 1126 г.). Однако позже он стал посещать школу мистика Абу-л Хайра ад-Даббаса (ум. в 1131 г.), чем вызвал недовольство его учеников. Совершив хаджж, он последующие 25 лет странствовал по пустыням Южного Ирака, ведя жизнь аскета и не общаясь с суфиями. В возрасте 50 лет он объявился в Багдаде и выступил в роли проповедника. Его слава ханбалитского проповедника стремительно росла, и вскоре он стал исключительно популярен. Спустя шесть лет он возглавил школу своего учителя ал-Мухаррими; вскоре (в 1133 г.) для него и для его многочисленной семьи была построена отдельная резиденция (рибат) в комплексе с новым зданием мадраса, где он выступал как муфти — комментатор Корана, преподавал науку о хадисах и фикх и читал свои проповеди религиозно-этического содержания, тщательно избегая суфийские темы и терминологию. Эти публичные выступления собирали толпы народа и привлекали к ал-Джилани учеников со всех концов мусульманского мира. ал-Джилани был ревностным ханбалитом, безоговорочно следовал сунне Мухаммада, в корне отрицал экстатическую практику мистиков, а аскетизм строго ограничивал социальными обязанностями. В одной из своих проповедей ал-Джилани изложил десять правил поведения мусульманина.
ал-Джилани был, несомненно, знаком с мистическими школами своего времени, которым он посвятил почти половину второй части труда ал-Гунйа ли талиб тарик ал-хакк, однако сказать, взгляды какой из них он разделял, весьма сложно. Он не создал, вопреки традиции, особого метода на пути мистического познания (тарика), неизвестно также, чтобы он руководил кем-либо на этом пути. Хотя традиционно считается, что ал-Джилани был основателем-эпонимом суфийского братства кадирийа, но на самом деле оно было основано его потомками либо последователями лишь к середине XIII в. (по мнению ряда специалистов, даже в XIV в.). Подлинность его духовной генеалогии (силсила) более чем сомнительна: на нее очень редки ссылки в силсила других братств. Тайные молитвы (вирд, хизб), зикр и наставления кадирийа не представляются оригинальными и несут на себе печать поздних заимствований.
Значительная материальная поддержка, которую оказывали ал-Джилани его почитатели и последователи (в основном торговцы и ремесленники), позволяла ему быть независимым, помогать бедным и осуждать власти предержащие. Массы воспринимали его как святого-чудотворца, ходатая перед богом и покровителя обездоленных, некоторые сторонники его втайне обожествляли. Ал-Джилани претендовал на звание святого высшего ранга и имел прозвания ал-гаус ал-а‘зам («величайший заступник») и пир-и дастгир («старец-помощник»). Мавзолей ал-Джилани в Багдаде — одна из самых известных святынь ислама. В течение всего года его посещают многочисленные паломники в надежде получить барака, якобы исходящую от его могилы. Ежегодно там проводится празднество в честь ал-Джилани (‘урс).
Сохранившиеся труды ал-Джилани: ал-Гунйа ли талиб тарик ал-хакк, посвящено описанию социальных и этических обязанностей мусульман с точки зрения ханбалитского мазхаба, 73 общин в исламе и современных ему школ Пути мистического познания; два сборника проповедей ал-Джилани, собранных его сыном; приписываемая ал-Джилани Касидат ал-гаусийа ему не принадлежит, т. к. составлена значительно позже.
Лит-ра: Дара Шекух. Сафинат, 376—586; ‘Абд ал-Хакк Мухаддис Дихлави. Ахбар ал-ахйар. Дели, 1891, 9—21; D. S. Margoliouth. Contributions to the biography of ‘Abd al-Kadir of Jilan.— JRAS. 1907, 2, 267—310; Trimingham. Orders, 40—44; Hodgson. Venture, 2, 209; J.-Cl. Vadet. L’éloquence d’un sermonnaire hanbalite Bagdadi en du XIIе siècle ‘Abd al-Qadir al-Djilani.— Prédication, 207—221; IV. Braune. ‘Abd al-Kadir al-Djilani.— EI, NE, 1, 70—72.
О.Ф.Акимушкин