ал-ДЖУВАЙНӢ, Абӯ-л-Ма‘а̄лӣ ‘Абд ал-Ма̄лик б. ‘Абдалла̄х, Има̄м ал-Х̣арамайн (1028—1085) — видный представитель аш‘аритского калама, учитель ал-Газали. Родился в селении Азазвар, входившем в округ Джувайн, близ Нишапура. В Нишапуре под руководством Абу-л-Касима ал-Исфара’ини (ум. в 1059 г.) изучал калам и усул ад-дин, а под руководством отца — фикх. После смерти отца ал-Джувайни, которому исполнилось тогда 19 лет, сменил его на посту преподавателя шафи‘итского фикха. Во время организованных сельджукским вазиром ал-Кундури гонений на аш‘аритов ал-Джувайни бежал в Хиджаз и жил в Мекке и Медине (1058—1062), за что получил почетное прозвище Имам ал-Харамайн («имам двух священных городов»). При вазире Низам ал-мулке, прекратившем преследование аш‘аритов, ал-Джувайни вернулся в Нишапур, где вазир учредил для него мадраса, получившую название Низамийа. В этой мадраса ал-Джувайни прославился как лучший знаток шафи‘итского фикха и преподавал до конца своих дней.
От главного сочинения ал-Джувайни по каламу аш-Шамил до нас дошла одна треть, а сохранившийся его сокращенный вариант — ал-Иршад— представляет собой пособие для начинающих. В целом ал-Джувайни развивал идеи ал-Аш‘ари, ал-Бакиллани и Абу Исхака ал-Исфара’ини (ум. в 1027 г.). У му‘тазилита Абу Хашима ал-Джубба’и, сына Абу ‘Али ал-Джубба’и, он воспринял концепцию «модусов» (ахвал), от которой, впрочем, как сообщает аш-Шахрастани, он впоследствии отказался. Различая, подобно ал-Бакиллани, смысл и словесное выражение Корана, ал-Джувайни объявлял айаты Корана возникшими во времени (хадиса) и утверждал, что Аллах ниспослал Мухаммаду только «смысл» Писания, тогда как словесную форму ему придал сам Пророк. Развивая выдвинутый ал-Бакиллани вариант концепции касба, ал-Джувайни учил, что человеческая способность (кудра) не только конкретизирует «основу» действия (например, делает движение хождением или вставанием), но и влияет на эту «основу», тем самым выступая в качестве его причины. Каузальные отношения ал-Джувайни распространил и на другие явления, отводя богу роль «причины причин». Вопрос о делимости тел до бесконечности он оставлял открытым. Оригинальным в своем учении ал-Джувайни считал доказательство невозможности того, чтобы преходящие явления (хавадис) образовывали бесконечный регресс. Этот аргумент стал неотъемлемой предпосылкой в типичном для мутакаллимов доказательстве тварности мира.
Лит-ра: ал-Джувайни. Аш-Шамил; он же. Ал-Иршад ила кавати‘ ал-адилла фи усул ал-и‘тикад. Каир, 1950; он же. Ал-‘Акида ан-низамийа. Каир, 1958; El-Irchad par Imam el-haramein. Vе siècle (hégire). P., 1938.
Т.К.Ибрагим, А.В.Сагадеев