ал-ИБА̄Д̣ӢЙА — ибадиты (или абадиты), последователи ‘Абдаллаха б. Ибада (или Абада) (вторая половина VII в.), наиболее «умеренная» из четырех основных хариджитских общин. В 684 г. среди хариджитов Басры произошел раскол: азракиты выступили против Омейядов, а ‘Абдаллах остался в Басре, отказавшись от вооруженной борьбы и возглавив «умеренное» крыло хариджитов. Подлинным основателем и учителем ибадитской общины был Джабир б. Зайд (родом из Омана, ум. ок. 717 г.). В начале VIII в. басрийские ибадиты активизировали политическую деятельность, и вскоре большинство их вождей (в том числе и Джабир) были высланы в Оман. Однако ибадитская община в Басре продолжала оставаться духовным центром всех ибадитов. Новый глава общины Абу ‘Убайда разослал во все концы мусульманского мира своих эмиссаров для подготовки всеобщего ибадитского восстания. На развалинах Омейядского халифата Абу ‘Убайда намеревался создать «всемирный ибадитский имамат». Пропаганда ибадитских эмиссаров имела большой успех: уже через несколько лет в разных краях Халифата вспыхнули ибадитские мятежи. В конце 40-х годов VIII в. ибадиты подняли восстание в Южной Аравии, овладели Хадрамаутом, Саной, временно захватили Мекку и Медину. Значительный успех сопутствовал ибадитам в Омане, куда переселились из Басры их вожди и учители. До конца IX в. ибадиты Омана оставались независимыми, затем страна была вновь завоевана аббасидскими войсками, но с начала XI в. власть Аббасидов в Омане потеряла силу. В настоящее время более половины населения этой страны составляют ибадиты.
Ибадитская пропаганда имела успех также в Восточной Африке (остров Занзибар), Иране (Хорасан), Ираке (Куфа, Мосул), Синде. Однако самый большой политический успех ибадиты имели в Северной Африке. Ибадитским эмиссарам из Басры удалось в начале VIII в. захватить власть в Кайруане, к середине VIII в. ибадитский имамат простирался уже на всю Западную Ливию. И хотя ибадиты потерпели поражение от аббасидских войск (761 г.), их опорные пункты еще долгое время действовали против Аббасидов.
В 70-х годах VIII в. образовалось ибадитское государство Рустамидов, политическим и религиозным центром которого был г. Тахарт. Рустамидам удалось объединить все ибадитские области и племена Северной Африки. Ибадитские общины Басры и всего Востока признали верховную власть Рустамидов. Однако с победой Аглабидов (800—909) и Фатимидов (начало X в.) ибадитский имамат распался. В различных частях Северной Африки остались небольшие ибадитские общины, которые существуют и поныне.
Основой религиозно-политической доктрины ибадитов было учение об имамате. Ибадиты не считали безусловно необходимым существование имамата. Они допускали также одновременное существование нескольких имамов в разных частях мусульманского мира. Имам избирался тайно советом шайхов, а решение обнародовалось. Часто выборы ограничивались одним племенем (например, бану азд в Омане) или даже одним родом (рустам в Тахарте). Имам ибадитов — полноправный и безусловный правитель (военачальник, судья, богослов-факих), если он неизменно следовал Корану, сунне и примеру первых ибадитских имамов. В случае нарушения этого условия имам мог быть смещен по решению совета шайхов.
В догматике ибадитов нашли отражение догматические концепции суннитов и му‘тазилитов. Как и сунниты, ибадиты были детерминистами, проповедуя, что Аллах — творец поступков людей. Большинство же хариджитов признали му‘тазилитское учение о свободе человеческой воли. В учении о единобожии ибадиты придерживались взглядов му‘тазилитов, расходясь с ними только в вопросе о «божественной воле». Отвергая убийство по политическим и религиозным мотивам — принцип, который провозгласили и претворяли в жизнь хариджиты, ибадиты считали дозволенным убивать антропоморфистов, брать в плен их самих, их жен и детей, захватывать в качестве добычи их имущество. В противоположность остальным хариджитам ибадиты не считали «неверующими» своих противников из числа мусульман, разрешали вступать в брак с не-ибадитами, наследовать им, брать в качестве военной добычи некоторые виды их имущества (в частности, лошадей и оружие). Расхождения в определении веры и неверия, единобожия и многобожия, в эсхатологических представлениях существовали не только между ибадитами и последователями других хариджитских общин, но и среди самих ибадитов.
Многочисленные приверженцы ибадитского учения существовали почти во всех мусульманских странах — от Ирана до Магриба, однако они не были едины ни в религиозном, ни в политическом отношении. Средневековые мусульманские доксографы выделяли три основные общины ибадитов — хафситы, хариситы, йазидиты. Из шестнадцати общин, которые в разное время и в разных краях проповедовали ибадитские взгляды, наиболее многочисленной и значительной была община вахбитов, сыгравшая заметную роль не только в истории хариджитского движения, но и в истории ислама в целом. Члены этой общины и поныне существуют в Северной Африке.
Лит-ра: ал-Аш‘ари. Макалат, 102—111, 123 —125, 453; ал-Мас‘уди. Мурудж, 6, 6б—67; ал-Багдади. Ал-Фарк, 103 —108; аш-Шахрастани. Книга о религиях, 123 —124; Талибы. Хаваридж, 2, 281—294; Т. Lewicki. Les subdivisions de l’lbadiyya.— StI. 1958, 9, 71—82; T. Lewicki. Al-Ibadiyya.—EI, NE, 3, 669—682.
С.М.Прозоров