ал-ИДЖМА̄‘ — согласие, единодушное мнение (решение) авторитетных лиц по обсуждаемому вопросу, один из источников мусульманского права (фикха). Традиция связывает возникновение ал-И. с деятельностью первых ученых-законоведов (муджтахидов) второй половины VII в., «семи факихов Медины»: Са‘ида б. ал-Мусаййиба, ‘Урвы б. аз-Зубайра, Абу Бакра б. ‘Убайда, ал-Касима б. Мухаммада, ‘Убайдаллаха б. ‘Абдаллаха, Сулаймана б. Иасара и Хариджи б. Зайда, которые установили порядок изучения спорных вопросов. Для этого по каждому из них собирали всевозможные сведения, опрашивали возможно большее число людей. Затем эти сведения сравнивались и обсуждались, чтобы установить наиболее достоверный вариант и вынести единственно возможное решение. Положение об ал-И. как об одном из источников фикха было сформулировано Мухаммадом аш-Шафи‘и (ум. в 820 г.). Суть его заключалась в том, что высказывания и решения муджтахидов относительно обсуждаемого вопроса должны совпасть. Тогда это решение принимается как факт и становится правовой нормой. Однако аш-Шафи‘и вслед за Маликом б. Анасом считал ал-И. только то, что выработано мединскими факихами. Абу Ханифа выдвинул мнение, что ал-И. может исходить от любой авторитетной группы. Это открыло возможность возникновения независимых друг от друга ал-И. в Ираке, Сирии, Египте и других местах. Наиболее ригористическим было признание в качестве ал-И. единого мнения только четырех «праведных» халифов. По способу, как ал-И. должно выражаться и доводиться до общего сведения, были определены три его категории: 1) ал-И., высказанное вслух, т. е. общее решение, принятое при гласном обсуждении (ал-И. ал-каули); 2) ал-И. практическое, т. е. решение не обсуждавшееся, но вытекающее из одинаковых решений и действий при одинаковых обстоятельствах (ал-И. ал-‘амали); 3) ал-И. «молчаливое», невысказанное, т. е. решение кого-то одного, известное в принципе всем, против которого не было сделано каких-либо возражений (ал-И. ас-сукути). Отношение к ал-И. в основных мазхабах различно: ханафиты признавали ал-И. только тех асхабов, хадисы которых они считали достоверными, а также ал-И. местных муджтахидов, выраженные в виде ал-И. ал-каули и ал-И. ал-‘амали. Небольшая часть ханафитов признавала также ал-И. ас-сукути. Маликиты признавали только ал-И. мединских муджтахидов, и только две первые его категории. Шафи‘иты признавали ал-И. только как дополнение к Корану и сунне, а не как самостоятельный источник. Как и маликиты, они принимали ал-И. мединских муджтахидов, две первые его категории. Ханбалиты принимали все три категории ал-И., но только мединских муджтахидов, присоединяя к этому их отдельные высказывания и рассматривая то и другое как единый источник. Таким образом, только в ханафитском мазхабе ал-И. получило перспективу развития в правотворческий институт. В остальных же ал-И.— стабильный канонизированный источник правового материала.
Лит-ра: Абу Захра. Абу Ханифа, 311—325; ал-Хаким. Ал-Усул, 253—300; Schacht. Background, 42—47; Vesey-Fitzgerald. Nature, 95—96; Bravmann. Background, 194—198; M. Bernard. Idjma‘.— EI, NE, 3, 1048—1051.
А.С.Боголюбов