ал-Ислах (ал-Ислох; араб., «улаживание», «примирение», «реформа») — журнал, основанный в январе 1915 г. ташкентскими ‘улама’. Выходил два раза в месяц, объем номеров (от 16 до 32 с.) зависел от количества собранного материала. Печатался в разных типографиях Ташкента (М.Яковлева, А.Пах- лаванова и др.) и довольно быстро расходился во многих городах тогдашнего Туркистана, так что расходы на него, видимо, окупались с лихвой. Основные языки журнала — староузбекский («сартский») и таджикский, шрифт — арабский (точнее, так называемый новочагатайский, или джадидистский).
Редактором ал-И. стал ташкентский теолог ‘Абд ар-Рахман б. кари Садик, обеспечивший (совместно с Мухаммадом Наджибом Куканди) стартовый капитал издания. Уже в первом номере он обозначил основные цели журнала: уберечь мусульман от нешари‘атских дел, разъяснять Коран и сунну, отвечать на «любые религиозные и мирские вопросы читателей, основываясь на Коране и сунне». При этом допускались различные толкования и дискуссии. Требования редактора: статьи должны быть написаны на понятном простым мусульманам языке и не должны содержать выпадов против властей и ханафитского мазхаба. Журнал был своеобразной трибуной ‘улама’ -традиционалистов сначала Ташкента, а затем и всего Туркистана, уже с первых номеров став ареной споров между именитыми богословами своего времени (Лутфулло Олими, Мухаммад ‘Али-зода Тошканди, саййид Ахмад Васли и др.).
По тематике опубликованные статьи в целом можно подразделить на следующие рубрики: 1) призывы сохранять традиционные исламские нормы поведения, взаимоотношений с мусульманами, манеру одеваться и т.п.; 2) разъяснение норм фикха в регламенте брачных союзов (никах), раздела имущества, семейных отношений и т.д.; эти статьи печатались под рубрикой ответов на вопросы читателей; 3) общеобразовательные публикации, содержащие материал по истории ислама, биографии знаменитых мусульманских ученых и т.д.; по традиции такого рода статьи носили также дидактический характер; 4) дискуссионные статьи; публикации в этой рубрике наиболее интересны и отражают, в частности, реакцию ‘улама’ –традиционалистов на появившиеся среди мусульман новшества (бида‘), заимствование обычаев переселенцев из других регионов империи (русских, армян, грузин, крещеных татар и др.). Так, длительная дискуссия между ‘улама’ разгорелась по поводу законности с точки зрения ислама театра и музыки. Стороны, аргументируя свои позиции ссылками на Коран, сунну и авторитетных средневековых богословов (например, ал-Газали), так и не пришли к единому мнению.
Крайне отрицательную реакцию корреспондентов ал-И. вызвала организация танцев на площадях некоторых городов Туркистана, в которых участвовали и местные молодые люди, охотно танцевавшие с «девушками-иноверками». Такую же оценку вызывали новые обычаи здороваться за руку с женщинами, говорить с незамужними девушками без посредника и т. п. В этих публикациях содержатся явные и скрытые обвинения и в адрес «реформаторов» (возможно, джадидистов), призывавших «приспособить ислам к велениям времени». Сюда же можно отнести анонимную статью (1916, № 6) о дне рождения Пророка (маулуд-и тариф). Официальные власти и местные националисты старались сменить религиозную ориентацию этого праздника, назвав его милли байрам («Национальный праздник»). Автор статьи в резких тонах возражал против этого решения, усмотрев в нем опасную попытку заменить религиозную самоидентификацию национальной и желание духовно изолировать местных мусульман от остального исламского мира, для которого маулуд всегда был символом духовной интеграции. Подобные публикации побудили исследователей советского периода назвать журнал ал-И. «крайне реакционным» изданием. Однако исследование его статей с исламоведческой точки зрения не проводилось.
Редактор ал-И. ‘Абд ар-Рахман пытался по-своему направлять дискуссии. Так, соглашаясь с многократно повторяемым в публикациях тезисом о необходимости укреплять регламентированные шари‘атом нормы поведения (ахлак), он призывал обязательно свободно и в рамках приличия обсуждать все современные проблемы, полагая при этом, что следует изучать опыт ‘улама’ других регионов исламского мира и считаться с меняющейся ситуацией. Таким образом, ал-И. отразил различную реакцию местных традиционалистов на происходящие в регионе перемены.
Последний номер журнала вышел в свет в феврале 1918г.: постановлением ЦИК Туркистана журнал был закрыт как «политически вредное издание».
Лит-ра: ал-Ислах, 1915–1918; А.К.Боровков. Узбекский литературный язык в 1905–1917 гг. Таш., 1940, 28–32; З.Раджабов. Из истории общественно-политической мысли таджикского народа. Сталинабад, 1951, 409; НАбдулазизова. Печать и строительство социализма (на примере журнальной периодики Узбекистана). Таш., 1977, 38–39; А.Жалолов, Х.Ўзганбоев. Ўзбек маърифатпарварлик адабиетининг тараккиетида вактли матбуотнинг ўрни. Таш., 1993, 3–4; Ш.Ризаев. Жадид драмаси. Таш., 1997, 99.
К.Вохидова