ал-К̣ИБЛА («то, что находится напротив») — направление на Мекку, а точнее, на ал-Ка‘бу, которое следует соблюдать во время совершения мусульманской молитвы (ас-салат) и отправления ряда ритуалов.
Существует несколько точек зрения на то, что служило ал-К. для последователей Мухаммада в мекканский период его деятельности (6110—622). Наиболее распространена в науке гипотеза, согласно которой первые мусульмане обращались во время молитвы лицом к Иерусалиму. Однако изучение мечети в селении Кубá недалеко от Медины — первого культового здания ислама, заложенного Пророком еще по пути из Мекки в Медину в 622 г., показывает, что эта постройка была ориентирована, не на север, в сторону Иерусалима, а на восток, как и христианские базилики того времени. В то же время раннемусульманское историческое предание утверждает, что первые 16 или 17 месяцев пребывания Пророка в Медине ал-К. мусульман было направление на Иерусалим. Вскоре после этого Мухаммад провозгласил перемену ал-К. (см. К. 2:142/136— 145/140), объявив ал-К. направление на мекканское святилище — ал-Ка‘бу.
Это событие явилось одним из поворотных пунктов в истории первоначального ислама и имело важные политико-религиозные последствия. Оно ознаменовало осознание Пророком принципиального отличия своей проповеди от учений иудеев и христиан (2:145/140). В ранних хадисах признание ал-К. на ал-Ка‘бу выступает одной из отличительных черт последователей ислама. Это нашло свое отражение и в одном из наименований, которое получила в дальнейшем община мусульман, — ахл ал-кибла ва-л-джама‘а — «люди киблы и согласия [общины]». Перемена ал-К. подчеркнула аравийскую специфику новой веры, что в конечном счете значительно облегчило распространение ислама в Аравии. Именно с момента перемены ал-К.. ислам постепенно начинает выходить за рамки реформаторского движения, становясь самостоятельной религией.
Направление на ал-Ка‘бу принимается при совершении молитвы, во время призыва на молитву (азан), при вступлении в состояние ихрама во время хаджжа и при выходе из этого состояния (ихлал), а также после ритуального бросания камешков в ходе одного из обрядов (манасик) хаджжа. При захоронении (см. джаназа) тело мусульманина кладут головой к Мекке. Скот, по мусульманскому обычаю, режут, повернув голову животного в сторону, соответствующую ал-К.
Ибн ‘Араби, ссылаясь на Коран (2:115/109), подчеркивал, что, обращаясь во время молитвы к ал-К., следует помнить, что бог не только там, но и всюду.
В мечетях ал-К. обозначается специальной низшей (михраб или кибла) или линиями на полу, если первоначальная ориентировка мечети была неверной.
Способ определения ал-К. являлся одной из важнейших задач, разрабатывавшихся в средневековой мусульманской математической географии н сферической астрономии.
Лит-pa: Ибн Хишам. Сира, 1, 606; ат-Табари. Тафсир, 2, 2—15; Бартольд. Соч., 6, 537—542; Watt. Muhammad, 112—118; Waardenburg. Periodization; A. J. Wensinck. Kibla l. Ritual and Legal Aspects. — El, NE, 5, 82.—83; D. Л. King. Kibla 2. Astronomical Aspects. — Там же, 83—88.
Е.А.Резван