ал-К̣ИЙА̄С («аналогия») — суждение по аналогии, одна из категорий независимого суждения ар-ра’й, ведущий принцип рационалистического исследования правовых вопросов. Ал-К.— сопоставление схематической модели решаемого вопроса с моделью уже решенного и выведение решения по его примеру. Этот метод, в основе которого лежит логика Аристотеля, широко использовался римско-византийскими юристами. Применительно же к исламскому богословско-правовому комплексу он был разработан Хаммадом б. Аби Сулайманом (первая половина VIII в.) и его учеником Абу Ханифой (699—767). Значение ал-К. во всей системе фикха настолько велико, что он был принят за один его из корней-источников (усул ал-фикх) наряду с Кораном, сунной и ал-иджма‘, заслонив собой все прочие категории рационалистического исследования. Благодаря ал-К. появилась возможность анализировать каждое правовое явление, избегая механического нагромождения фактов. По привлекаемому для сопоставления материалу ал-К. строится либо на основе текстов Корана и сунны (ал-кийас аш-шар‘и), либо на основе широко известного и достоверного факта (ал-кийас ал- ‘акли). По возможностям сопоставления ал-К. делится на «явный» (аз-захир), когда аналогия очевидна, и «скрытый» (ал-хафи), когда аналогия обнаруживается только при логическом анализе. По соотношению сопоставляемых моделей ал-К. подразделяется на «отдаленный» или «приближенный», «сужающий» или «расширяющий».
Обязательными элементами формулы ал-К. являются «основание» (ал-асл) — модель уже решенного вопроса, с которой производится сопоставление, «извод» (ал-фар‘) — модель решаемого вопроса, «суждение» (ал-хукм) — главная мысль всей формулы и, наконец, «причина». или «условие» (ал-‘илла)— обоснование суждения, на котором строится все сопоставление. Например: «Виноградное вино (хамр) запрещено из-за его опьяняющих свойств. Пальмовое вино (набиз) обладает опьяняющими свойствами. Следовательно, пальмовое вино должно быть запрещено». Фраза о виноградном вине является «основанием», в котором вино, есть предмет сравнения, опьяняющие свойства — «обоснование», а запрет — «суждение». Фраза о пальмовом вине является «изводом», в котором вино — предмет сравнения, опьяняющие свойства—общее «условие», на котором строится суждение о запрете.
Ал-К. был принят всеми мазхабами либо как один из источников (асл) права, либо как метод в практической деятельности. Однако его применение требовало от факиха большой изощренности и обширных знаний, т. к. постоянно приходилось выбирать: брать ли за основу канонический текст или известный факт, удовлетвориться явной аналогией или искать скрытую и т. п. Кроме того, излишне формально построенный силлогизм мог привести к абсурдному решению. Поэтому очень скоро появилась тенденция к ограничению применения ал-К. путем сужения материала, привлекаемого для выведения аналогии, ограничения явным ал-К. и т. д.
Умение выбрать самый подходящий для сопоставления текст или факт, применить тот или иной вид ал-К., правильно и убедительно построить цепь рассуждения было одним из основных качеств профессионального умения факиха, которое включалось в общее понятие иджтихад.
Лит-ра: ал-Хаким. Ал-Усул, 301—358; Абу Захра. Абу Ханифа, 316 — 343; Mahmassani. Falsafat al-tashri, 79—83; A. J. Wensinck. Kiyas.— EI*, 2, 1130—1131.
А.С.Боголюбов