ал-КА‘БА (Кааба; «куб») — главное святилище ислама, в сторону которого все мусульмане обращаются во время молитвы (кибла). Ежегодное паломничество к ней — один из главных элементов исламского ритуала (хаджж, ‘умра). Считается земным воплощением ал-К., находящейся на небесах.
Ал-К. расположена в центре главной мечети Мекки (ал-Масджид ал-Харам) и представляет собой каменное здание высотой 15 м и с основанием 12×10 м. Углы ал-К. расположены примерно в направлении частей света. Восточный угол называется ар-рукн ал-асвад («черный угол») или просто ар-рукн. В него на высоте примерно 1,5 м вделан заключенный в серебряное обрамление «черный камень» (ал-хаджар ал-асвад) — главный предмет поклонения в ал-К., символ могущества Аллаха, посланный им на землю людям. В настоящее время он состоит из трех соединенных вместе обломков черновато-красного цвета; предположительно имеет метеоритное происхождение. Северный угол называется иракским (ар-рукн ал-‘ираки), западный—сирийским (ар-рукн аш-шами), а южный—йеменским (ар-рукн ал-йамани). Обычно ал-К. покрыта сшитыми черными полотнищами (кисва), на которых золотом в бордюре и в медальонах вышиты коранические айаты, касающиеся ал-К. и хаджжа.
В северо-восточной стене имеется дверь, также закрытая покрывалом и возвышающаяся над землей примерно на 2 м. Во время посещения и очищения внутренности ал-К. к двери приставляют лестницу. Внутри находятся три колонны, висят многочисленные лампы, расписанные эмалью, хранятся дарственные списки Корана.
Часть стены между дверью и «черным камнем» называется ал-мултазам, около нее произносят молитву, считающуюся особо угодной Аллаху. С крыши северо-западной стены выступает позолоченный сток для воды, называемый ал-мизаб или мизаба р-рахма. Часть ал-К. между ним и западным углом считается собственно киблой. У северо-восточной стены полукруглая стенка (ал-хатим) отгораживает ал-хиджр (или хиджр Исма‘ил) — место, куда паломники не заходят во время тавафа; при Ибрахиме оно якобы было частью ал-К., и там, по легенде, похоронены Исма‘ил и его мать Хаджар.
Ал-К. окружает мощеная дорожка, по которой паломники совершают ритуальные обходы святилища (таваф). Напротив двери находится макам Ибрахим — сооружение, содержащее камень, на котором якобы стоял Ибрахим, когда восстанавливал ал-К. На нем видны следы человеческих ног. Почти напротив «черного камня» находится священный источник Замзам.
Ал-К. и почитаемые в ней предметы представляют собой остатки святилища очень древнего типа, восходящего к религиозным и космогоническим представлениям первых семитов. В предисламской Аравии существовало немало аналогичных святилищ, связанных, как и ал-К., с «запретной территорией» (харам), ярмаркой, поклонением разным идолам. Согласно преданию, внутри мекканской ал-К. во времена молодости Мухаммада находился идол Хубала— божества-покровителя Мекки, а вокруг нее было установлено 360 идолов божеств, почитавшихся в разных местах Аравии.
Внутри ее на стенах якобы были изображения библейских и евангельских персонажей.
Согласно мусульманским легендам, «черный камень» — белый яхонт из рая, он был дарован Аллахом Адаму, когда тот, сброшенный на землю, добрался до Мекки. Черным он стал позже из-за грехов и порочности людей, для того чтобы они не увидели рай, который можно было рассмотреть в глубине камня (увидевший рай должен попасть именно туда после смерти). Адам построил над ним первое здание или поставил палатку, а собственно ал-К. возвел его сын Шис (Сиф). Во время потопа ал-К. была поднята в воздух. Затем она разрушилась, и, когда Ибрахим поселил в Мекке своего сына Исма‘ила, Аллах приказал пророку восстановить основание ал-К. Ибрахим выполнил приказ, завещав всем верующим в Аллаха совершать к ней паломничество. Забота об ал-К. затем поочередно лежала на сменявших друг друга в Мекке племенах — джурхум, хуза‘а, курайш. Ал-К. не раз ветшала и разрушалась паводковыми водами. Ок. 600 г. курайшиты предприняли очередной ремонт ал-К., которым руководил византийский мастер, оказавшийся на борту корабля, потерпевшего крушение в Красном море. Он оставил на ее стенах изображения Марйам и ‘Исы. Согласно легенде, Мухаммад, которому было тогда 25—30 лет, участвовал в ремонтных работах и тогда же якобы он впервые услышал голос с небес.
Уже в мекканских сурах утверждается, что Аллах — господин ал-К., называемой ал-байт или ал-байт ал-ма‘мур. В Коране есть клятвы ал-К. наряду со священными книгами и горой Синай. Верующие называются ахл ал-байт — «народом ал-К.», сама она — ал-байт ал-‘атик — «древний Дом».
Значение ал-К. для ислама резко возросло, когда в Йасрибе (Медине) она была объявлена киблой (до этого молились, обращаясь лицом к Иерусалиму). Ал-К. сыграла огромную роль в формировании ислама как отдельной религии, религии с аравийскими корнями. Коран выделяет легенду (возможно, докораническую) о том, что Ибрахим был приведен богом в Мекку, что он, первый ханиф и мусульманин, отстроил вместе с Исма‘илом здание ал-К. и, более того, установил обряд паломничества к ней. Возрождая религию Ибрахима, ислам как бы возрождал правильный обряд поклонения ал-К., называемой в мединских сурах ал-байт, байт ал-харам, ал-байт ал-мухаррам или байта («мой дом», т. е. «дом Аллаха»). Ал-К. упоминается как главное святое место ислама. Коран отмечает, что многобожники не в состоянии защитить ал-К., а их обряды поклонения ей бессмысленны (коранические упоминания ал-К. см.: 2:125/119—127/121, 158/153; 3:96/90— 97/91; 5:2, 95/96—97/98; 8:34—35; 11:73/76; 14:37/40; 22:26/27—29/30, 33/34—34/35; 33:33; 52:4; 106:3).
Освобождение ал-К. от неверующих и очищение ее от идолов стало задачей Мухаммада, как до него — Ибрахима. В 628 г. после договора в ал-Худайбии мусульмане получили право паломничества к ал-К. Возглавляемые Мухаммадом, они совершили малое паломничество в 629 г., а в 630 г. Мекка была занята мусульманами и стоявшие вокруг ал-К. идолы и находившийся внутри идол Хубала и росписи уничтожены.
Согласно легенде, Мухаммад лично спас от уничтожения только изображения Марйам и ‘Исы, позднее ликвидированные. В 630 г. под руководством Абу Бакра совершается первый настоящий мусульманский хаджж, в связи с которым ниспосылаются откровения, устанавливающие его правила и объявляющие о полном разрыве с «многобожниками» (К. 9:1 —12, 28; 36—37). Язычникам запрещалось участвовать в хаджже. В 631 г. Мухаммад возглавил последнее для него паломничество.
В 30-х годах VII в., при халифе ‘Умаре, были снесены стоявшие рядом с ал-К. дома и вокруг нее построена мечеть — ал-Масджид ал-Харам. В 683 г. после обстрела ал-К. омейядскими войсками, воевавшими против объявившего себя халифом ‘Абд Аллаха б. аз-Зубайра, последний предпринял ее перестройку, претендуя на то, что он выполняет замысел Мухаммада и возвращает ал-К. ее древний вид, какой она имела при Ибрахиме. Ал-К. была расширена, в нее был включен и ал-хиджр. В 693 г. после разгрома Ибн аз-Зубайра перестройки были ликвидированы, и ал-К. приобрела свой прежний вид, который она в основном сохраняет и по сей день. В 929 г. Мекка была захвачена карматами, они увезли с собой «черный камень», вернуть который удалось только через 20 лет. Постепенно вокруг ал-К. возникло много различных сооружений, среди них — кафедры основных мусульманских мазхабов. Они были ликвидированы во время больших ремонтных работ 50—60-х годов, проведенных саудийскими правителями — ваххабитами. В 1980 г. Мекканская мечеть и ал-К. были захвачены группой мусульманских экстремистов, объявивших о появлении махди — ‘Абд Аллаха ал-Кахтани. Через две недели мечеть была взята штурмом и мятежники уничтожены.
Ал-К. была и остается важнейшим центром и символом единства для мусульман всего мира. Ее святость и особую роль признают все течения ислама.
Лит-ра: ал-Бухари. Ас-Сахих; ас-Са‘лаби. Кисас, 48—52; Voyages d’Ibn Batoutah. Texte arabe, accompané d’une traduction par C. Defremery et le Dr B. R. Sanquinetti. 1. P., 1853, 307—327; Йакут. Му‘джам, 4, 278—284; ал-Азраки. Ахбар Макка; Ибн Джубайр. Путешествие, 46—68, 81 —110; аз-Заркаши. И‘лам ас-саджид би ахкам ал-масаджид. Каир, 1403 г. х., 43—219; Wiistenfeld. Die Chroniken, 3; ал-Истахри. Масалик, 15—16; Descriptio imperii moslemici auctore Schamso’d-din Abu Abdollah Mohammed ibn Ahmed ibn abi Bekr al-Banna al-Basschari al-Mokaddasi. Ed. M. J. de Goeje. Lugduni Batavorum, 1877, 71—75; Ibn Rosteh. Kitab al-a‘lak an-nafisa. Ed. M. J. de Goeje. Lugduni Batavorum, 1892, 24; Ibn al-Fakih al-Hamadhani. Compendium libri Kitab al-Boldan. Ed. M. J. de Goeje. Lugduni-Batavorum, 1885, 16—22; Wellhausen. Skizzen, 3, 73—76; Snouck-Hurgronje. Mekka; Gaudefroy-Demombynes. Pèlerinage; Horovitz. Untersuchungen, 131 — 132; A. J. Wensinck. Ka‘ba.— EI, 2, 584—592; A. J. Wensinck, J. Jomier. Ka‘ba.— El, NE, 4, 331—337.
M.Б.Пиотровский