ал-КАЙСА̄НӢЙА — кайсаниты, общее название группы «крайних» шиитских общин, признававших имамат Мухаммада б. ал-Ханафии — сына ‘Али от ханифитки. Первоначально К. называли алидов Куфы, интересы которых поддержал ал- Мухтар б. Аби ‘Убайд ас-Сакафи, по- прозвищу Кайсан, возглавивший алидское восстание в Куфе в 686 г. Согласно другой версии, они были названы К. по имени начальника гвардии ал-Мухтара, предводителя мавали в этом восстании Абу ‘Амра Кайсана. Движение проходило под лозунгом отмщения за кровь ал-Хусайна и было связано с именем Мухаммада б. ал-Ханафии, которому ал-Мухтар приписывал знание сокровенных тайн, хранившихся якобы в роду ‘Али. После смерти Мухаммада б. ал-Ханафии ок. 700 г. К. стали называть приверженцев его имамата, проповедовавших, что он был самым близким к ‘Али и преемником его завещания. Вопрос о том, кто является законным имамом после Мухаммада б. ал-Ханафии, вызвал разногласия среди К. Мусульманские доксографы упоминают четыре общины, образовавшиеся после его смерти. Это «истинные» К., или мухтариты, сторонники ал-Мухтара, которому приписывали разработку учения об «изменении божественного мнения» (ал-бада’); приверженцами этой общины были знаменитые арабские поэты Кусаййир (ум. в 723 г.) и ас-Саййид ал-Химйари (ум. в 787 или 795 г.). Хашимиты — приверженцы имамата Абу Хашима (сына Мухаммада б. ал-Ханафии), распавшиеся после его смерти на пять общин. Байаниты— последователи Байана б. Сим‘ана ан-Нахди, претендовавшего на переход к нему имамата от Абу Хашима. Байаниты отрицали смерть Мухаммада б. ал-Ханафии и ожидали его возвращения. Сам Байан притязал на то, что в него вселилась «божественная» частица от ‘Али. Ризамиты, или аббасидские шииты, проповедовавшие, что от Абу Хашима имамат перешел в род Аббасидов. Ал-Аш‘ари подразделял К. на одиннадцать общин, не определяя последовательности их возникновения и их генетической связи.
Как шиитские, так и суннитские авторы отмечали, что широкое распространение среди К. получили учения о переселении душ, воплощении, возвращении после смерти и т. п. Учения К. оказали сильное влияние на догматику шиитского ислама. Важнейшие положения теории имамата, учения об ал-бада’ и ар-радж‘а, разработанные в кайсанитской среде, были восприняты шиитами-имамитами Ирака. В Иране и Средней Азии трансформированные кайсанитские доктрины проповедовали последователи различных синкретических учений, известные под общим названием хуррамиты, хотя собственно кайсанитские общины, видимо, уже к середине IX в. прекратили свое существование.
Лит-ра: ан-Наши’ ал-Акбар. Маса’ил ал-имама, 24—25, 26—42; ан-Наубахти. Шиитские секты, 128—135; ал-Аш‘ари. Макалат, 18—23; ал-Багдади. Ал-Фарк, 38—53; аш-Шахрастани. Книга о религиях, 131 —137; W. al-Oadi. The development of the term ghulat in muslim literature with special reference to the Kaysaniyya.— Akten, 295—319; W. Madelung. Kaysaniyya.— EI, NÉ 4, 869—871.
С.М.Прозоров