ал-Карахи, Мухаммад-Тахир б. Хучалав б. Мухаммад-Тилав ал-Цулди (1809–1880) — крупный дагестанский историк, правовед, знаток грамматики арабского языка, поэт. Нисба ал-Цулди связана с сел. Цулда (ныне: Чародинский р-н Республики Дагестан), где он родился и где сохранилась могильная плита с указанием даты его смерти; Карах — название группы селений, «общество» (джама‘ат) того же района.
Ал-К. получил хорошее образование в различных мадрасах, переходя, по сложившейся тогда традиции, из селения в селение. По его словам, он прошёл курс предметов в селениях Корода (учебники по разделам арабского языка — у Курбан-Мухаммада по прозвищу Ма‘ан, метрику — у Хаджжи-Мухаммада б. Сулаймана), Ангида (морфологию по ал-Чарпарди — у кадийя Мустафы), Мохсох (грамматику, адаб — у Нур-Мухаммада Старшего), в обществе Гидатль (мусульманское право — у кади Мухаммад-Амина), в селениях Гагатль (право, историю ислама — у шайха Данийала), Гонох (философию, логику, теорию диспута, право, тафсир — у Хаджжи-Дибира).
В 40-х гг. XIX в. ал-К. — кадий сел. Тлярош, в 1850–1853 гг. — секретарь Шамиля, жил в Ведено, в резиденции имама. После пленения Шамиля (август 1859 г.) он вернулся в Темир-Хан-Шуру, где состоял кадийем, затем старшим кадийем Дагестанского народного суда.
Ал-К. — основной историограф Шамиля, по предложению которого составил (на арабском языке) большой исторический трактат, посвящённый освободительной борьбе народов Северо-Восточного Кавказа в 20–50-х гг. XIX в., под названием Барикат ас-суйуф ад-дагистанийа фи ба‘д ал-газават аш—шамилийа («Блеск дагестанских сабель в некоторых Шамилевских битвах»; вариант названия: Барикат ас-суйуф ал-джабалииа фи ба‘д ал-газават аш-шамилийа — «Блеск горских сабель в некоторых Шамилевских битвах»). Труд в основном был написан в 1850–1858 гг., а завершён в 1873 г.
Основными источниками этого сочинения были рассказы и беседы Шамиля, его сподвижников — очевидцев военных событий, переписка имама с на’ибами, а также иная официальная документация, личные наблюдения автора. После смерти ал-К. его сын Хабиб Аллах внес некоторые дополнения в основной текст, а также отредактировал книгу в угоду царской цензуре с целью её издания (в начале XX в.) в типографии Мухаммад-мирзы Мавраева в Темир-Хан-Шуре. Книга увидела свет только в 1941 г. (перевод), в 1946 г. вышел арабский текст.
В Дагестане, Ставрополе, С.-Петербурге, Тбилиси, Макке (Мекка), возможно, в Сирии и Азербайджане хранятся рукописи этого сочинения ал-К., датированные от 1873 до 1914 г. (несколько списков — без даты).
В Фонде восточных рукописей РФ ИИАЭ ДНЦ РАН хранится автограф (1873 г.), охватывающий военно-политические события 1830– 1871 гг. Этот фундаментальный исторический труд представляет собой выдающийся памятник памятник дагестанской историографии и пользуется огромной популярностью в Дагестане, на Кавказе и в странах Ближнего Востока.
Научная деятельность ал-К. была многогранной. Помимо Барикат ас-суйуф его перу принадлежат сочинения по грамматике арабского языка, которыми пользовались в дагестанских мадрасах как учебными пособиями, по теории фикха, назру, стихи, большое число комментариев, глосс, писем-ответов на вопросы по мусульманскому праву, догматике, вероучению ислама (широко распространённый в Дагестане жанр «вопрос–ответ»). Среди юридических сочинений ал-К. — Шамс ал-манафи‘ ‘ала шарх Джам‘ ал-джавами‘ (субкомментарий на сочинение Тадж ад-дина ас-Субки, ум. в 1370 г., по методике фикха); подбор многочисленных текстов по проблемам назра — подготовительная работа к диспуту с дагестанским учёным Гаджи (Хаджжи)-‘Али Акушинским; сочинение о штрафах и наказаниях в государстве Шамиля. Последние два сочинения не имеют названия.
Сохранилось несколько стихотворений ал-К. (элегия на смерть имама Гази-Мухаммада; касида о событиях 1839 г. в Ашильта; трактат по теории стихосложения), а также его комментарий (Китаб ас-суллам) к популярному в мусульманском мире учебнику по логике Суллам ал-бахй арабского автора ‘Абд ар-Рахмана ал-Адхари (ум. в 1778 г.).
Ал-К. имел большую книжную коллекцию, частично сохранившуюся в его родном сел. Цулда. Она состоит из печатных и рукописных книг (150 единиц). В основном это сочинения по праву, грамматике арабского языка, логике, поэтические тексты, многочисленные записи ал-К. Коллекция изучается дагестанскими востоковедами.
В дагестанских рукописных коллекциях хранится несколько сочинений, переписанных ал-К., среди них аз-Заваджир ‘ан иктираф ал-каба’ир («Удержание от совершения тяжких грехов») Ибн Хаджара ал-Хайтами, переписанное Шамс ад-дином ал-Хучади ал-Карахи с экземпляра, переписанного Мухаммад-Тахиром.
Рукописи: Барикат ас-суйуф ал-джабалийа фи ба‘д ал-газават аш-шамилийа // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 14. Oп. 1. Д. 653, [1873]. Автограф; Китаб ал-вака‘ат ад-дагистанийа фи-л-асар аш-шамилийа // ОР ИВР РАН. — Автограф (экземпляр сочинения ал-К., подготовленный к изданию его сыном Хабиб Аллахом. 1904); Тахрир ал-мурад мин калам ат-Тухфат фи назр ба‘д ал-аулад // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН; Мас’алат ан-назр. Мубахасат байна Мухаммад-Тахир ал-Карахи ва-Хаджжи-‘Али ал-Акуши // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. М.-С.Саидова (то же: Маджму‘а фи-л-фикх. Мухтасар мин кутуб ал-фикх // Институт рукописей АН Республики Грузия).
Издания: Барикат ас-суйуф ад-дагистанийа фи ба‘д ал-газават аш-шамилийа. Таби‘уху ва-нашируху ас-саййид Тахир б. ас-саййид аш-шайх ‘Абд ар-Рахим б. ас-саййид аш-шайх ‘Али ар-Рукали ал-Хусайии. Истанбул, 1328 (по рукописи Курбана ал-Асали, датированной 4 джумада ал-ахира 1327 / 23 июня 1909 г.); Тахир ал-Маулави. Кафкас муджахиди шайх Шамилиг газавати. Истанбул, 1323 (1905-06); [Мухаммад Тахир ал-Карахи]. Газават имам Шамил. Истанбул, 1987; Хроника Мухаммада Тахира ал-Карахи о дагестанских войнах в период Шамиля / Пер. с арабского А.М.Барабанова. М.–Л., 1941; Хроника Мухаммада Тахира ал-Карахи / Араб. текст подготовлен А.М.Барабановым под ред. И.Ю.Крачковского. М.–Л., 1946; Мухаммадтахир ал-Карахи. Книга о значимости стремления улучшать свои деяния по мере сил / пер. с арабского и коммент. Р.С.Абдулмажидова, Д.М.Маламагомедова, С.Г.Шехмагомедова. М., 2014; Полемика дагестанских ученых по вопросу об отчуждении собственности по назру // ССКГ. 1871, вып. 5 (4), 1–40.
Лит-pa: И.Ю.Крачковский. Новые рукописи истории Шамиля Мухаммеда Тахира ал-Карахи // Крачковский. Избр. соч., т. 6; Саидов. Дагестанская литература; А.И.Михайлова. Каталог арабских рукописей Института народов Азии АН СССР. Вып. 3. История. М., 1965; М.Т.Гудава. Традиция изучения арабского языка в Дагестане («Шарх ат-тасриф» Мухаммада Тахира ал-Карахи). Автореф. канд. дис. Тбилиси, 1980; Ц.А.Абуладзе. Описание и изучение восточных письменных памятников в Институте рукописей АН Грузинской ССР. М., 1982; А.Р.Шихсаидов. Мухаммедтахир из Караха // Дагестанская правда. 24.10.1980; GAL, SBd. 2, 871, 4.
А.Р.Шихсаидов