ал-ЛĀT — имя доисламского женского божества, почитавшегося по всей древней Аравии (Набатея, Пальмира, Хира, Йемен), но особо популярного в Хиджазе, где около Та’ифа в долине Ваджж находился ее идол-символ — белый камень. К камню и находившемуся рядом святилищу совершались паломничества, долина считалась заповедной. Ал-Л. [имена-прозвища —ар-Рабба («госпожа») и Тагийа («владычица»)] считалась главным божеством племени сакиф, жившего в Та’ифе, но ее почитали и курайшиты Мекки как одну из триады женских божеств (ал-Лат, ал-‘Узза, Манат), называвшихся то дочерьми Аллаха, то супругами Хубала. Идол ал-Л. стоял и в мекканском святилище.
Согласно мусульманскому преданию, будучи еще в Мекке, Мухаммад принял за откровения Аллаха слова Шайтана, где за тремя божествами признавалось право заступаться за людей пред Аллахом и, следовательно, их существование и где они названы «небесными птицами» (гараник) и дочерьми Аллаха. Затем Мухаммад понял, что это — наущение Шайтана, и в «настоящем» откровении эти айаты были заменены другими, отвергающими существование ал-Л., ал-‘Уззы и Манат (К. 53:19—23). Этот эпизод, видимо, отразил попытку Мухаммада пойти на компромисс с мекканской верхушкой и знаменует собой перелом в его отношениях с мекканцами. После отказа от «шайтанских айатов» начались особо серьезные преследования Пророка и его последователей.
После принятия сакифитами ислама в 631—632 гг. святилище ал-Л. было разрушено, а украшения идола и содержимое сокровищницы пошло на уплату долгов сподвижников Пророка.
Лит-ра: Ибн ал-Калби. Книга об идолах, 19—20; ат-Табари. Та’рих, 1, 1192—1196, 1690—1692; он же. Тафсир, 2, 293; Йакут. Му‘джам, 3, 665—666; ал-Байдави. Тафсир, 2, 293; Лисан ал-‘араб, 2, 388; Тадж ал-‘арус, 1, 580; А. Г. Лундин. Аллат.—МНМ, 1, 60—61; Wellhausen. Skizzen, 3, 32 —33; FaW. Le panthéon, 111 — 120; Gaudefroy-Demombynes. Mahomet, 50—53, 85—87; Paret. Kommentar, 461; T. Fahd. Al-Lat,—EI, NE, 5, 692—693.
М.Б.Пиотровский