ал-ЛАУХ̣ ал-МАХ̣ФӮЗ̣ — «хранимая скрижаль». Согласно Корану (85:22), это небесный прототип всех священных писаний, на котором записано все, что было на земле и что произойдет в будущем. Другие названия: умм ал-китаб («мать книги», К. 13:39), китаб макмун («книга сокровенная», 56:78/77), сухуф мукаррама («почтенные свитки, [возвышенные, очищенные руками почтенных, благих писцов]», 80:13 —16), китаб мубин («книга ясная», 11:6/8; 27:75/77), китаб хафиз («книга хранящая», 50:4), китаб му’аджжал («писание, определяющее срок», 3:145/139), имам мубин («ясный оригинал», 36:12/11).
Представление об ал-Л. ал-М. входит в круг основополагающих коранических идей, связанных с сущностью пророческой миссии. Пророк не знает всего содержания ал-Л. ал-М., оно сообщается ему отдельными отрывками. Пророки до Мухаммада также получали подобные сообщения, составившие Тору (ат-Таура) и Евангелие (Инджил), однако впоследствии они были искажены иудеями и христианами. Представление об ал-Л. ал-М. восходит к соответствующим ветхозаветным представлениям, хотя и претерпело в Коране, а в дальнейшем и в хадисах значительную модификацию.
В суфийской философии, в философии «Чистых братьев» (Ихван ас-сафа’), в философии исма‘илитов и шиитов термин ал-Л. ал-М. употребляется для обозначения «всеобщей души» (ан-нафс ал-куллийа, нафс ал-кулл). Перворазум (ал-‘акл ал-аввал, или капам) низошел на ал-Л. ал-М. и начертал на ней все, что произойдет до Судного дня. В космологии ал-Газали ал-Л. ал-М.—область предвечно существующих архетипов. Эти представления восходят к эманационной доктрине неоплатоников.
Лит-ра: Ибн ‘Араби. Ал-Футухат, 3, гл. 371, 553; A. Jeffery. The Qur’an as Scripture. N. Y., 1952, 16; T. Burchhardt. La sagesse de Prophetes. P., 1955; Y. Marquet. La philosophic des Ihwan as-Safa’. Alger, 1975. 108; A. J. Wensinck. Lawh. — EI, 3, 19—20.
Е.А.Pезван