ал-Х̣АСАН б. ‘Алӣ, Абӯ Мух̣аммад ал-Муджтаба̄ (ум. в 669 г.) — старший сын ‘Али и Фатимы, внук пророка Мухаммада, второй шиитский имам. После ранней смерти Фатимы у ал-Х. сложились натянутые отношения с отцом и братьями, причиной чего было, видимо, поведение самого ал-Х. С юности он прославился частым (около ста раз) вступлением в браки и расторжением их, за что даже получил прозвище Митлак («расторгающий браки»). Это наносило ущерб престижу ‘Али, чем пользовались его противники. Ал-Х. страдал дефектом речи, что также понижало его шансы на наследование халифата. Тем не менее после убийства ‘Али в 661 г. он был провозглашен в Ираке халифом как старший член семьи, имевшей особые заслуги перед Пророком. Иракские приверженцы дома ‘Али подстрекали ал-Х. к возобновлению борьбы с сирийцами, однако сам он стремился к переговорам с халифом Му‘авией. К этому его, возможно, вынуждали и финансовые соображения: ‘Али оставил после себя в Ираке пустую казну, а воины требовали выплаты жалованья. Через 6—8 месяцев после избрания халифом ал-Х. заключил с Му‘авией устное соглашение и открыто заявил в мечети Куфы об отречении от халифата. За отказ от притязаний на верховную власть ал-Х. получил денежную компенсацию. Помимо 2 млн. дирхамов пенсии для своего младшего брата ал-Хусайна б. ‘Али он истребовал для себя 5 млн. дирхамов и постоянный доход с одного из иранских округов. По шиитской версии, договор предусматривал возвращение верховной власти ал-Х. после смерти Му‘авии. В результате соглашения внук Пророка был вынужден покинуть Ирак. Он поселился в Медине как частное лицо. Для Му‘авии он уже не представлял никакой политической опасности. Действия ал-Х. вызвали раскол среди приверженцев дома ‘Али: одни осуждали его действия, другие оправдывали. Однако последующие поколения шиитов создали идеализированный образ ал-Х. Ему приписали совершение чудес и провозгласили его «саййидом мучеников» (саййид аш-шухада’). Согласно шиитскому преданию, ал-Х. был смертельно ранен под ал-Мада’ином одним из врагов ‘Али — ал-Джаррахом б. Синаном, доставлен в Медину и там скончался в возрасте сорока пяти лет. По другой версии, он был отравлен. Шииты возложили вину за его смерть на Му‘авию.
Лит-ра: ан-Наубахти. Шиитские секты, 129 — 131; L. Veccia Vaglieri. (Al)-Hasan b. ‘Ali b. Abi Talib.— EL NÉ, 3, 247 — 250.
С.М.Прозоров