ал-Х̱АВА̄РИДЖ (ед. ч. х̱а̄ридж; «выступающие», «мятежники», «раскольники») — хариджиты, последователи самой ранней в истории ислама религиозно-политической группировки, образовавшейся в ходе борьбы за власть в Халифате между сторонниками ‘Али б. Аби Талиба и Му‘авии. В битве при Сиффине (657 г.) ‘Али согласился на третейский суд, что вызвало неудовольствие в его лагере. Разочаровавшись в ‘Али как в вожде и заявив, что «решение принадлежит только Аллаху», 12 тыс. воинов покинули его лагерь, находившийся во время перемирия под Куфой, и удалились в селение Харура’ (поэтому их сначала называли харуритами). Так было положено начало хариджитскому движению. Эпизоду «выступления» бывших сторонников ‘Али из Куфы это движение обязано своим названием. В доксографической литературе X. упоминаются и под другими прозваниями: ал-мухаккима, ан-навасиб, аш-шурат, ал-марикун («отступники»). Впоследствии X. стали называть всех, кто выступал против «законного» главы общины.
Х. вели вооруженную борьбу против ‘Али, пока он не был убит в 661 г. С не меньшим ожесточением они вели борьбу против Му‘авии, увеличивая список павших «мучеников», к отмщению за которых они призывали. В ходе выступлений X. выработали свою тактику — неожиданные налеты конных отрядов, которые в случае опасности быстро отступали на основную базу в ал-Бата’их — болотистую местность недалеко от Басры.
Однако уже в начале второй половины VII в. в среде X. сложилось несколько группировок, называвшихся по имени их вождей, — азракиты, ибадиты, суфриты. Соперничество между этими — группировками ослабляло хариджитское движение в целом, каждая из них вела борьбу самостоятельно, не полагаясь на помощь других X. Тем не менее мощные выступления азракитов и ибадитов держали в постоянном напряжении центральную власть. Помимо Ирака и Ирана X. развернули широкую деятельность в Аравии (Йемама, Хадрамаут, Йемен) и Северной Африке, где и поныне сохраняются общины ибадитов — в Алжире и Ливии, а также в Омане.
С самого начала среди X. не было единства ни в военно-политическом, ни в религиозном отношении. Мусульманские доксографы перечисляют около 20 хариджитских общин, действовавших в разное время и в разных краях Халифата. Однако в целом X. внесли значительный вклад в разработку догматических вопросов, связанных с теорией халифата, с определением веры и ее соотношения с действием. В вопросе о верховной власти X. противостояли как суннитам с их принципом условной выборности халифа, так и шиитам с их представлениями о наследственности и сакральности имамата. X. признавали выборность главы религиозной общины — государства, при этом происхождение кандидата не имело значения: при необходимости имамом может быть «раб или свободный, набатей или курайшит» (аш-Шахрастани). Непременным условием правомочности претендента на имамат они считали следование Корану и сунне, справедливое обхождение с людьми и способность с оружием в руках выступить против правителя-тирана. Каждая община, по их мнению, может избрать для себя имама-халифа, равно как и сместить его. По существу, суверенная власть, согласно их учению, принадлежит мусульманской общине, а имам—халиф — уполномоченный общины, ее исполнительный орган.
В вопросах религии X. были поборниками «чистоты» ислама и отличались строгим исполнением религиозных предписаний. Исходя из положения, что истинная вера определяется действием, X. (исключая надждитов) делали вывод, что совершившие «тяжкие грехи» становятся вероотступниками, с которыми необходимо вести «священную войну». Убийство вероотступников (в том числе «незаконных» халифов) было религиозным принципом X.
Уравнительные тенденции X. в социальной сфере, их борьба против халифской власти сочетались с крайним фанатизмом и нетерпимостью», с жестокостью не только ко всем политическим и религиозным противникам, но и к инакомыслящим мусульманам. Все это ослабляло социальную базу хариджитского движения и в конечном счете привело его к поражению.
Лит-ра: ал-Аш‘ари. Макалат, 86—131; ал-Багдади. Ал-Фарк, 72—82; аш-Шахрастани. Книга о религиях, 108—112; ‘Ирфан. Дирасат, 66—82; Талибы. Хаваридж; G. Levi Della Vida. Kharidjites.— EI, NE, 4, 1106—1109.
С.М.Прозоров