ал-Х̱А̄С̣С̣А (мн. ч. ал-х̱ава̄с̣с̣) — религиозно-социальный термин, обозначающий в широком смысле «избранные», знать, элита в противоположность ал-‘А̄ММА (мн. ч. ал-‘ава̄мм) — простонародье, массы, «толпа». Противопоставление ал-Х. и ал-‘А. проводилось на разных уровнях религиозного и социального деления мусульманского общества. В качестве ал-Х. муджтахиды противопоставляются простым мусульманам, суфийские «святые» (аулийа’), которым якобы доступны сокровенные истины религии (ал-хака’ик), — всем остальным мусульманам, вера которых сводится к исполнению религиозных предписаний, обладатели высших степеней исма‘илитской иерархии, посвященные в эзотерическую доктрину ислама (ал-батин), — «непосвященным», рядовым членам общины, для которых доступно лишь «явное», «внешнее» (аз-захир) в религии.
В полемической и доксографической литературе термины ал-Х. и ал-‘А. получили специальное и устойчивое значение: первый стал синонимом термина шииты (аш-ши‘а), а второй — синонимом термина сунниты (ахл ас-сунна ва-л-джама‘а, или асхаб ал-хадис). Согласно имамитской традиции, богослов-полемист Абу Джа’фар ал-Ахвал (ум. в 777 г.), подразделив мусульман на четыре основные категории, одним из первых выделил ал-Х. («особые», «избранные», т. е. шииты) как общину «спасущихся» (ан-наджийа), противопоставив ее хариджитам, кадаритам и суннитам = ал-‘А. В дальнейшем термин ал-Х. укоренился как самоназвание имамитов, высокомерно противопоставивших себя суннитской массе — ал-‘А. Шиитский «путь», или «доктрина» (мазхаб ал-Х.), в целом противополагался суннитскому «пути», или «доктрине» (мазхаб ал-‘А.). Приверженцев этих «доктрин» называли соответственно ал-хасси (=хасси ал-мазхаб) и ал-‘амми (=‘амми ал-мазхаб).
Лит-ра: Са‘д б. ‘Абдаллах ал-Кумми. Китаб ал-макалат ва-л-фирак. Тегеран, 1963, 19, 161; ал-Аш‘ари. Макалат, 5; ал- Муфид. Ава’ил; 97; аш-Шахрастани. Книга о религиях, 164, 172, 180; В. В. Наумкин. К вопросу о ха̄с̣с̣а и ‘а̄мма (традиционная концепция «элиты» и «массы» в мусульманстве). — Ислам в истории народов Востока, 40—50; I. Goldziher. Beiträge zur Erklärung des Kitab al-Fihrist (1. Über schi‘itische und sunnilische Sectenbenennungen).— ZDMG. 1882, 36, 278—282.
С.М.Прозоров