ал-Х̱УРРАМӢЙА (перс. хуррамдин — «имеющий радостную, благую веру») — хуррамиты, собирательное название оппозиционных суннитскому исламу течений манихейско-маздакитского типа, под лозунгами которых в Иране в VIII—X вв. проходили народные движения. В зороастрийской среде — еретическая секта, равная по значению манихеям (ал-манавийа) и маздакитам (ал-маздакийа), ее самоназвание аналогично традиционному самоназванию зороастрийцев vehdin — «имеющий лучшую веру».
Представления суннитов об идеологии X., изложенные Низам ал-мулком, отличаются крайней враждебностью к сторонникам этого течения. Он считает их врагами ислама, которые отвергают ’ не только шари‘ат, но и общечеловеческие моральные нормы, считая все запретное дозволенным, так что даже посягают на имущество и жен других людей. Они вершат молитвы Абу Муслиму, Махди, Фирузу — сыну Фатимы, дочери Абу Муслима, и все их усилия направлены на разрушение ислама. Изложение религиозной доктрины X., данное Мутаххаром ал-Мукаддаси, указывает на преемственные связи хуррамизма с доисламскими еретическими учениями в зороастризме.
Основу идеологии X. составляет дуализм — борьба Света как главной субстанции мироздания с Тьмой, потускневшей частью Света. У «крайних» шиитов X. заимствовали идеи о переселении душ и о воплощении божественного духа в пророках и выдающихся личностях. Этический дуализм X. (стремление к праведному образу жизни и к ритуальной чистоте) сочетался с социальным: пришествие ожидаемого пророка должно покончить со злом в окружающем мире. Их социальная программа провозглашала необходимость всеобщего равенства для людей, отмены налогов и повинностей, уравнительного распределения материальных благ. Теоретически X. отвергали методы вооруженной борьбы со злом, за исключением случаев, когда приходилось отражать нападение, практически — поддерживали почти все антиарабские и антифеодальные движения VIII—X вв. в Восточном халифате. В 755 г. в Северо-Восточном Иране под руководством зороастрийца Сунбада началось крупное восстание X., вызванное расправой Аббасидов с вождем антиомейядского движения Абу Муслимом. Вера X. в переселение душ привела к созданию легенды о превращении Абу Муслима в голубя, который улетел в одну из горных крепостей и находится там вместе с Маздаком и Махди. Все трое ждут своего часа, чтобы выступить вместе и установить на земле справедливость. Имена Махди и Маздака в легенде привлекали к X. шиитов и маздакитов. В народных движениях второй половины VIII—IX в. в Азербайджане и в Центральном Иране X. выступали совместно с шиитами. Многочисленные течения X. именовались по отличительной одежде их участников, либо по имени вождя или мессии (ал-мухаммира — «одетые в красное», асбидджамакийа — «одетые в белое», абумуслимийа, сунбадийа, фатимийа, кудакийа и др.). В X в. после разгрома халифскими войсками крепостей X. значительная их часть стала шиитами. Источники X—XII вв. еще фиксируют наличие общин X. в сельской местности большинства областей Ирана и на территории Средней Азии. После XV в. упоминание X. в источниках прекращается.
Лит-ра: ат-Табари. Та’рих, 2, 1588, 3, 119—120, 493, 645—646, 732, 1165, 1235; ал-Истахри. Масалик, 203; Сийасат-наме, 236, 257—259, 279—287; ал-Багдади, Ал-Фарк, 226; аш-Шахрастани. Книга о религиях, 153, 157, 223; Kitab at-Tanbih wa’l-Ischraf auctore al-Masudi. Ed. M. J. de Goeje. Lugduni-Batavorum, 1894, 352—355; Петрушевский. Ислам, 277—279; он же. К истории маздакитов в эпоху господства ислама. — НАА. 1970, 5, 71—81; D. S. Margoliouth. Khurramiya. — ShEI, 257—258; W. Madelung. Khurramiyya. — EI, NE, 5L.63—65.
А.И.Колесников